Алла пришла ко мне не совсем по своей воле. Точнее по своей воле, но не по своей инициативе. Вообще-то в психологическом консультировании есть рад правил. А именно, клиент должен хотеть получить психологическую помощь, должен сам записаться на консультацию, короче, он должен быть готов к работе с психологом. Алла записалась, конечно, сама. Но вот на первой же встрече выяснилось, что затея с психотерапией не принадлежит ей.
- Мой сын, он подросток, посещает психолога. И было несколько консультаций, на которые психолог приглашала родителей. Правда, муж не мог пойти, был занят, а я ходила. И психолог порекомендовала мне курс личной терапии. Я и пришла.
- А что вы хотите получить от нашей работы?
- Я не знаю, чего я хочу, - ответила Алла, – психолог сказала, что мне будет полезно и я решила, что мне не повредит сходить.
- Хорошо, что вы решили позаботиться о себе, сделать что-то для себя. И что вы услышали рекомендацию специалиста. Это ценно.
- О себе? … - Алла удивленно смотрит на меня, - если честно, я думала, что мне нужно о чем-то поговорить, обсудить, чтобы помочь сыну. Ну как бы мне немного измениться, чтобы наладить отношения с сыном.
- Понятно. Получается, вы хотите поработать над отношениями с сыном?
- Да я даже не знаю, чего я хочу. Надо и я пришла, - повторила Алла.
Алла опустила плечи, как-то даже сгорбилась, поникла. Она вдруг стала какой-то маленькой в большом кресле.
- Я слышу, что вы делаете то, что нужно. Это важно, уметь делать то, что нужно. А делаете ли вы что-то, что хотите?
- Что хочу? - недоумение Аллы было таким сильным, что как будто материализовалось и повисло в воздухе, - я не знаю, чего я хочу, - Алла повторила фразу, сказанную пару минут назад.
Алла смотрела на меня как затравленный зверек. Я отследила, что у меня возникло сильное чувство жалости, такая сильная жалость, когда хочется крепко обнять и, возможно, даже заплакать вместе.
Алла смотрела на меня и молчала. Ей нечего было сказать, потому что ей сказали, что нужно прийти и она пришла. Она выделила время из своего, наверняка, плотного графика, она выделила деньги на оплату консультации из семейного бюджета. Потому что надо. А если надо, значит надо делать. Это, похоже, Алла умеет.
- Алла, вы второй раз сейчас говорите о том, что не знаете, чего хотите. Но также я слышу, что вы делаете то, что надо. Как это проявляется в вашей жизни?
- Я всю жизнь делаю то, что нужно.
И Алла начинает длинный рассказ. Кажется, что мой вопрос задел какие-то струны в её душе. Хорошо, что она получила совет от коллеги начать личную терапию, хорошо, что она записалась и пришла, хорошо, что я стала задавать ей вопросы. Теперь у Аллы была возможность высказаться.
- Вы задали мне такой вопрос. Это про всю мою жизнь. С детства я слышала: «Надо сделать то, надо сделать сё», «мало ли, что ты хочешь, надо делать и делай». И я как-то так и делала. Потом это «надо» хорошо встроилось в меня. Я всегда знаю, что надо делать. Встала с утра и до самого вечера то одно надо, то другое. Я, бывает, забываю поесть, но «надо поесть» всплывает и я ем. Поэтому ваш вопрос про «хочу» вызвал у меня ступор. Я не знаю, чего я хочу. Как будто бы я хочу то, что надо и делаю, что надо и все хорошо. Но когда вы задали этот вопрос, вы как будто бы подсветили что-то важное. Ведь нормально что-то хотеть. Я же живой человек. Нормально? – спрашивает Алла.
- Нормально, - отвечаю я, - совершенно нормально что-то хотеть.
- Я вот подумала, что ненормально ничего не хотеть. Я ведь как робот. Надо – делаю. Хочу, не хочу, все делаю и делаю. Я сейчас вспоминаю всякие случаи. Это ужас. Они сейчас у меня в голове всплывают. Перед встречей с вами, вот сейчас, я с работы голодная приехала и забежала в столовую у вас тут внизу. Взяла поднос, стою, выбираю. И там приличные такие салаты и мясо. И захотела я салат, мясо и десерт с кофе. Это, как назло, самое дорогое, что у вас там предложено. Стою и думаю, что дорого, что неразумно столько денег тратить на один обед. Подумала, что надо экономить. Знаете, что я взяла? Взяла суп и рис. Дешево и сытно.
- Что вы сейчас чувствуете?
- Злость, обиду. Мне очень жалко себя стало. Почему я пожалела на себя деньги? Ведь у нас в семье нормальная финансовая ситуация, проблем, чтобы поесть нет. Почему у меня в голове это «надо экономить»? Причем именно на себе экономить. И так ведь во всем. Одежду себе купить или обувь? Нет, ведь еще не до дыр сносила… Дома тоже самое. Надо, чтобы чисто было, чтобы ужин всегда был готов, чтобы пирогами пахло.
- А хотите что?
- Опять этот вопрос. Ничего я не хочу. Но, кажется, я начинаю хотеть захотеть что-то.
- Это здорово. Давайте попробуем прямо сейчас. Что вы хотите прямо сейчас?
- Сейчас? Хочу выйти от вас и пойти съесть то, что съела. То, что вкусно.
- О, вы хотите сделать то, что хотите.
- Да.
- Это здорово. Пойдете? Съедите?
Алла как-то поникла.
- Не знаю. Это как-то …. – Алла не может найти слов.
- Это как-то … Как, Алла?
- Ненормально.
- Ненормально делать то, что вы хотите.
- Ну да, как можно делать то, что я хочу. Мало ли чего я захочу.
- Соглашусь, есть вещи, которые делать не стоит. Что-то опасное, противозаконное, неэтичное. И много таких вещей вы хотите сделать?
Анна просто в шоке. Она смотрит на меня с совершеннейшим недоумением. Ее взгляд говорит, мол, ты совсем ненормальная что ли?
- Да, я поняла. Это ужасно. Я ничего не хочу делать такого, что было плохо для кого-то или опасно для меня или противозаконно. Ничего такого. Но мне всегда говорили, мол, мало ли чего ты захочешь. Но я же нормальный человек.
- Вернемся к обеду. Кому помешает или повредит, если сейчас вы хорошо и с удовольствием пообедаете?
- Никому.
- Так что мешает вам это сделать? Первый раз сделать то, что вы хотите.
- Мешают голоса в голове, что хорошая жена и мать поехала бы домой, приготовила ужин и поела бы с семьей. А не стала бы в кафе рассиживаться.
- А что сделала бы достаточно хорошая мать?
- О, какой термин интересный. Она бы, наверно, пошла и слопала этот кусок мяса. И кофе тоже с десертом.
- А вы?
- И я пойду. Наверно. Я хочу пойти.
После первой встречи Алла все-таки смогла пойти и сделать то, что она хотела. Начала с малого. Поела того, чего хотела.
Так началась наша работа. Да. Клиентка пришла без запроса и даже не совсем по своему желанию. Но добровольно. И уже на первой встрече проявились феномены, которые мешали ей полноценно жить. Для здорового человека важно уметь заботиться и о других, и о себе, важно осознавать свои желания. Конечно, их не всегда удается сразу же реализовать, но важно знать, чего хочется. А уж как реализовать эти желания – это уже следующий вопрос.
(с) Юлия Гусева, психолог