Лет пять назад (или немного больше) стало появляться много материалов (причем очень хороших), иллюстрирующих синдром отложенной жизни. Это и статьи психологов, и художественные произведения. Часто символом было какое-нибудь шелковое платье, которое так ни разу не было надето и после смерти хозяйки отправилось на помойку. Или красивый сервиз, которым не пользовались, а только держали в серванте за стеклом. Но это больше про прошлое, про людей старшего возраста, которые, действительно, часто откладывали «на потом» именно вещи. Не пользовались и не получали от них удовольствия.
Откуда появились эти "парадные сервизы" у советских людей? Возможно, это наследие прошлого, когда, действительно, были парадные обеды и доставался парадный фарфор. Потому что была "парадная" жизнь и обычная. Некоторые современники, гуляя по Эрмитажу или Большому дворцу в Петергофе искренне думают, что императорская семья спала в этих спальнях и каждый день ела с выставленного фарфора. Нет, это не так. Жили в обычных комнатах, скромно обставленных. Ели с другой посуды. А эти залы призваны показать богатство о могущество страны. Приезжает гость, идет по Иорданской лестнице и у него дух захватывает. А потом по парадным залам. Или двигается по анфиладе Большого Петергофского дворца и ... направо посмотрит - интерьерами восхищается, налево - Финский залив, корабли, окно в Европу. Это ли не про мощь России?
Интерьеры и сервизы в этом контексте несут социальную функцию. Потом сменился строй и появилась новая реальность. Где нет парадных залов и приемов. А быт рядового человека - это не про фарфор. Но элементы остались в виде пресловутого сервиза, который "для гостей". Тоже как будто показать свою состоятельность, не опозориться. И вот в этой точке и начинает проявляться синдром отложенной жизни.
Но «синдром отложенной жизни» это не только про вещи. В современном мире это больше про нематериальное. Отложить «на потом», как будто будет какая-то другая жизнь – это распространенная история и касается каких-то начинаний, увлечений, любых дел. И звучит примерно так: «Как подрастет ребенок, так и начну спортом заниматься», «Вот выйду на пенсию и буду вязать в свое удовольствие», «Закончу проект и тогда схожу в театр»… На потом откладывается самое приятное, самое интересное, самое ценное.
Вообще часто «хорошее» и «прямо сейчас» как будто антонимы. Хорошее может откладываться «на потом», что означает примерно никогда. Почему так? Сложно сказать. У каждого человека свой путь и каждый человек свой путь может изменить. Мораль проста - живите сейчас.
«Я начну жить, когда вырастут дети». Арина.
Арина – молодая женщина приятной наружности. Неброско и достаточно просто одетая: джинсы и свитер, кроссовки; волосы заплетены в недлинную косичку. Почему я начинаю описание с внешности? Это одновременно и неважно и очень важно в терапии. Оформление внешности – это самопрезентация клиента, на это нужно обратить внимание, но феноменологически, как данность, не оценивая и не интерпретируя. Именно это важно в работе психолога.
Что значит не оценивая и не интерпретируя? Это значит, что я просто обращаю внимание, но не делаю никаких выводов. Это значит, что я просто вижу дырку на локте. Но не делаю вывод о том, что клиент «лентяй, дырку зашить не может» или «небрежный, ему все равно как выглядеть» или «не замечает, что у него под носом». Потому что факт – это дырка, а не то, что я могла бы подумать про дырку или клиента, который ходит с дыркой.
Арина – молодая мама и она пришла на родительскую консультацию. Так мы называем консультации, которые посвящены вопросам развития и воспитания детей. Часто родителям важно обсудить некоторые вопросы, получить рекомендации специалиста. У Арины двое детей: старшему чуть более трех лет, младшему несколько месяцев. Для Арины сложно сейчас выстроить график, научиться взаимодействовать с детьми, учитывая их разные потребности, разный режим дня.
Обсуждая разные вопросы, мы постепенно выходим на потребности Арины. Ей 25 лет, до рождения старшего сына она успела закончить вуз, но поработать смогла всего несколько месяцев… И сейчас Арина полностью посвящает себя детям, все, что было в ее жизни раньше (учеба, работа, спорт, хобби, друзья) осталось в прошлой жизни.
И я начинаю спрашивать Арину о том, как она себя чувствует, что хочет.
- А что я хочу? Ну, конечно, хорошо бы пойти на курсы английского, подтянуть язык. Еще бы хотя бы иногда в зал или бассейн ходить. Да вот фильм иногда посмотреть неплохо.
- Это, действительно, важно заботиться о себе, о своем здоровье, о своей карьере, об увлечениях. Но вы, я вижу, не делаете того, чего бы хотела.
- Да когда мне. Вот выращу детей и вот тогда займусь, когда время появится.
- А это когда будет?
- Наверно, когда дети в школу пойдут.
- А чем «потом» отличается от «сейчас»?
- Ну потом попроще будет и время будет больше.
- Возможно. Как вы думаете, что вы упускаете сейчас?
- Сейчас главное детей не упустить, а я как-нибудь потом.
- На какое место вы себя ставите?
Арина смотрит на меня и одна слеза катится по ее щеке, потом вторая.
- Себя? На последнее. Ну мама всегда приходит и говорит, что дети самое главное, что надо все детям, что теперь ты мать и все должна для детей делать.
- А что вы чувствуете, когда слышите такое?
- Я чувствую отчаяние и как будто я теперь не важна, как будто я функция. Мама все время говорит. Что вот она все для нас делала и я должна.
- А сейчас мама для себя что-то делает? Появилось у нее время на себя, когда дети выросли?
- Нет, - качает головой Арина. - Она просто переключилась на моих детей.
- Рождается ребенок и человек как будто забывает о себе.
- Ну да, причем, получается, я надеюсь, что потом что-то изменится.
- Все от вас зависит. И то, каким будет ваше будущее, и то, каким является ваше настоящее.
- Да, настоящее-то у меня так себе. Вроде бы все неплохо, но именно меня в нем и нет.
- Давайте обсудим, что вам хотелось бы делать и насколько это реально.
Мы схематично рисуем круг, который символизирует жизнь Арины и Арина добавляет туда все, что у нее есть сейчас: семья, дети, дом, быт. Весь круг заполняется и Арине становится грустно. И мы думаем о том, как туда можно «вписать» (точнее, «врисовать») что-то, что важно Арине сейчас. И дальше мы уже работаем в русле организационной психологии. Думаем о том, как и кому можно делегировать какие-то дети, что вообще можно не делать (например, не гладить некоторые вещи), что можно делать вместе с детьми.
И Арина начинает раз в неделю заниматься спортом и записывается на курсы английского. Потому что «потом» это чаще всего «никогда». Важно жить сейчас, думать о себе сейчас.
А при чем же здесь описание оформления внешности Арины, которое я привела вначале? Это описание как раз очень важно. Мы поговорили о том, довольна ли Арина собой, устраивает ли ее то как она выглядит и как одевается. И что выяснилось? Арина с момента первой беременности не покупала себе никакой одежды, даже белья, не была в парикмахерской, не делала массаж, маникюр и педикюр. Все это совершенно необязательные пункты, совершенно нормально не делать всего обозначенного, если нет желания. Но Арина говорит, что это не ее желание. Просто она почему-то собиралась делать все это когда-то потом.
Постепенно в жизни Арины начинают происходить изменения. Она перестает откладывать на потом то, что может делать сейчас. Она начинает жить сейчас и получить от жизни радость.