Одна из причин возникновения невроза у детей — гендерно-стереотипизированные интроективные послания, транслируемые родителями и педагогами. Профилактика возникновения такого рода неврозов должна осуществляться за счет гендерного просвещения педагогов и родителей. One of the causes of children's neurosis is gender-stereotypes introjective messages transmitted by parents. Prevention of neurosis is  gender education of teachers and parents.

Гендер, гендерный стереотип, гендерная социализация, невроз, интроект. Gender, gender stereotypes,  gender socialization, sexism,  neurosis, introjection.

Нобелевский лауреат, физиолог И.П. Павлов исследовал неврозы в рамках учения о высшей нервной деятельности. Он полагал, что нарушения высшей нервной деятельности могут возникать и в случаях отсутствия повреждений головного мозга. Его исследования экспериментальных неврозов показали, что неадекватные по силе или длительности внешние раздражители могут стать причиной появления у животных нервных расстройств, то есть, невроз — это перенапряжение нервной системы. Животное перестает быть активным, появляются стереотипные движения, может пропасть аппетит, выпадает шерсть, появляются бородавки, экзема. Психоаналитическая концепция неврозов несколько отличается от идей И.П. Павлова. З. Фрейд считал причиной неврозов противоречие, которое возникает между Id (влечения, желания) и Super Ego (ограничения, нормы и мораль, существующие в обществе).  В. Н. Мясищев обращал внимание на социальную природу невроза. Опираясь на концепцию В. Н. Мясищева  [4], можно отметить, что причиной возникновения невроза считается патогенная травмирующая ситуация и переживания человека в связи с этой психотравмирующей ситуацией. В.Н. Мясищев рассматривает личность как продукт социальных отношений. Невроз же — продукт развития личности в условиях окружающей ее среды, которая не может удовлетворить эти желания. Не смотря на то, что В. Н. Мясищев критикует идеи З. Фрейда, в некоторых аспектах воззрения авторов на природу невроза схожи. Нам видится, что описанные теории принципиально не противоречат друг другу, не смотря на их отличия. Основа невроза — ситуация взаимодействия личности и среды.


Внедрение гендерного аспекта в процесс дошкольного воспитания для меня началось с ассоциативного эксперимента. Было проведено исследование, которое заключалось в том, что  испытуемым старшей и подготовительной группы предлагалось написать ассоциации к словам “мама” и “папа”. Перед этим с детьми было проведено четыре занятия, где в качестве слова-стимула фигурировали другие слова-стимулы (“Новый год”, “осень” и т.п.).

Аннотация: Одним из условий качественного оказания психологической помощи является корректное понимание механизмов возникновения психологических проблем. Гендерный порядок общества, гендерные стереотипы являются основой для ряда психологических сложностей человека. Ориентация на гендерный подход в психологическом консультировании позволяет понимать механизмы формирования ряда психологических сложностей и эффективно работать с ними.

Ключевые слова: гендер, гендерный стереотип, гендерный подход, психологическая помощь, психологическое консультирование, гештальт, сопротивление, конфлуэнция, интроект, проекция.

Abstract: Сorrect understanding of the mechanisms of psychological problems is a one of the conditions for the quality of psychotherapy. The gender order of society, gender stereotypes are the basis for psychological problems. Gender approach in psychotherapy allows to understand the mechanisms psychological difficulties and to work effectively with them.

Keywords: gender, gender stereotype, gender approach, psychotherapy, Gestalt, resistance, confluence, introject, projection.

Гештальт-терапия – одно из самых распространенных и хорошо зарекомендовавших себя направлений психологического консультирования и помощи как в России, так и за рубежом [1; 4; 5; 6]. Подготовка специалистов в области психологического консультирования имеет глубокие исторические корни. Однако реалии современного общества диктуют пути развития направлений психологической помощи. Это касается, в частности, проблем, которые являются наиболее распространенными в определенный исторический период. Так, «болезнью» начала ХХ века были неврозы, во второй половине ХХ века распространены депрессии, а в начале XXI века – панические атаки [9]. Кроме того, нельзя не учитывать и реалии современной жизни, оказывающие непосредственное влияние на жизнь человека и его психологическое здоровье. Социальная ситуация, экономическая система, культура, ритм жизни, моральные нормы, ценности людей, - все это создает те условия, которые могут становиться основой для ряда психологических проблем.

Одним из факторов, способствующих появлению целого ряда психологических проблем, становится гендерный порядок общества, а именно, дифференциация ролей в соответствии с биологическим полом, детерминация ролей полом, гендерные стереотипы и установки, гендерные нормы [7; 8]. То есть, гендер как социальный конструкт может становиться основой не только основой для сексизма, но основой для появления ряда проблем в обществе на как на межличностном уровне, так и на внутриличностном [2]. Важно отметить, что одна из проблем современного общества состоит в том, что гендерные стереотипы не просто укоренились, они стали частью нашей культуры, частью нашей жизни настолько, что порой воспринимаются как прописные истины и отказ от воплощения гендерных стереотипов в жизнь может вызывать у человека внутренний конфликт.

Подготовка специалистов, работающих в социальной сфере (педагогов, психологов, социальных педагогов) должна меняться в соответствии изменяющимися условиями жизни и требованиями современного общества. На данном этапе в нашей стране и за рубежом достаточно много внимания уделяется проблеме гендерного равенства. Если же говорить непосредственно о подготовке квалифицированных кадров, то особую значимость приобретает формирование гендерной компетентности [3]. Для специалиста, работающего с людьми, важно знать, что «природа» гендера – социальна, что дает возможность понимать механизмы ряда психологических проблем, так или иначе связанных с гендерным порядком общества в целом и гендерными стереотипами и их распространением в частности. Таким образом, оказывается значимым реализация гендерного подхода в психологическим консультировании. Сторонники гендерного подхода ориентируются на идею социального конструирования гендера [7; 8]. Реализация гендерного подхода подразумевает открытие для людей разных возможностей, которые до этого, возможно, были закрыты от них из-за принадлежности к определенному биологическому полу. На данный момент специалисты достаточно много говорят о гендерном подходе в образовании [10], в том время как гендерному подходу в психологическом консультировании уделяется меньше внимания.

Мы обратимся к одному из направлений психологической помощи – гештальт-подходу. Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз, опираясь на работы З. Фрейда, вводит в терапию понятие сопротивления. При этом Ф. Перлз отходит от классического аналитического понимания сопротивления. В понимания Ф. Перлза сопротивление начинает фигурировать как неосознанное «сопротивление удовлетворению собственных потребностей» [4, с. 152]. Он понимает сопротивления как невротические нарушения, которые, действуя неосознанно, позволяют человеку избежать тревоги. Сопротивления являются разными вариантами утраты функции Egо, т.е. функции выбора. Используя разнообразные сопротивления, человек неосознанно избегает ситуаций выбора и, как следствие, избегает принятия ответственности за свой выбор.

В гештальт-терапии выделяют такие сопротивления как конфлюэенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм и другие [4; 6]. Рассмотрим те сопротивления, которые в большей степени связаны с проблемами гендерных отношений.

Конффлуэнция. Конфлуэнция в прямом переводе означает слияние. В гешальт-терапии выделяют конфлуэцию I рода как слияние человека с собственными переживаниями и конфлуэцию II рода, где «речь идет о слиянии человека с другими людьми, когда трудно провести четкую границу между Мной и Тобой» [4; с. 169].

Здоровое слияние – это, например, слияние матери и ребенка младенческого и раннего возраста. Однако по мере взросления ребенка конфлуэнция преодолевается, ребенок начинает переживать себя как отдельного субъекта. В некоторых случаях конфлуэнция проявляется на невротическом уровне, когда имеет место слияние матери и, например, ребенка школьного возраста. Маркером слияния служит местоимение «мы» (мать говорит «мы пошли в школу», «нам задали уроки», «мы очень устаем» и т.д.). При этом, слияние возможно не только в детско-родительских отношениях, но и, например, в супружеских парах, когда «мы» становится более значимым, чем «я», что приводит к потере самости как минимум одного из супругов.

Конфлуэнция, основанная на гендерных стереотипах, проявляется в слиянии с представителями своего пола («Мы девочки/женщины» или «Мы мальчики/мужчины»). Слияние с какой-либо группой людей ставит под угрозу индивидуальность человека, находясь в слиянии сложно вести себя не так, как ведут себя представители группы. Так, находясь в слиянии с половой группой, мужчина или женщина может испытывать иррациональный страх, если ведет себя не так, как представители этой группы (или как, по его мнению, «должны» вести себя представители этой половой группы). Например, мужчина, находящийся в конфлуэнции с мужской социальной группой, может неосознанно опасаться проявлять эмоции, так как таким образом он выходит из слияния с группой мужчин. Женщина, находящаяся в слиянии с подругами-женщинами, принимает предложение пойти на тренинг раскрытия женственности, на который ее приглашает подруга, потому что в основе конфлуэнции лежит гендерный стереотип об истинном женском предназначении и женственности, которая требует раскрытия.

Специфика слияния проявляется в том, что клиент игнорирует различия между людьми, находящимися в слиянии. Так, мать может не осознавать, что у ее дочери потребности могут отличаться от ее собственных (при этом клиенты могут не осознавать своих потребностей или выдавать потребности других за свои собственные). Находящийся в слиянии со своей половой группой человек считает, что «все женщины (мужчины) похожи, имеют схожие интересы и предназначение». Следствием становится дифференциация деятельности по признаку биологического пола, ожидание от ребенка поведения, которое считается в обществе присущим человеку определенного пола.

Конфлуэнция как сопротивление в терапии становится источником ухода от собственного Я как индивидуальности. Утрата функции Эго (по Ф. Перлзу Эго в структуре личности отвечает за выбор) способствует тому, что человек не может принять себя как отличающегося от половой группы, с которой находится к конфлуэнции. В рамках терапии важно взращивать Эго человека, учиться дифференцировать себя от других, принимать в себе разные характеристики, а не только те, которые традиционно приписываются половой группе, к которой принадлежит человек.

Интроекция. «Интроект это материал (способ поведения, чувствования, оценки), который вы приняли в свою систему поведения, но не ассимилировали, не усвоили таким образом, чтобы он действительно стал частью вашего организма» [5]. Иначе говоря, инроект – это послание, которое человек получает от других людей (родителей, учителей, СМИ) и усваивает («проглатывает») его. Интроективные послания далеко не всегда являются вредными, они могут быть даже полезными. Например, послание «нужно мыть руки перед едой» вряд ли можно назвать опасным, если речь не идет о невротическом постоянном мытье рук. Ряд инроективных посланий «перевариваются» при принятии и становятся осознанными. Некоторые интроективные послания усваиваются без «переваривания», они «проглатываются» человеком. И такие послания могут стать основой для ряда проблем. В частности, инроективные послания могут быть основой для возникновения неврозов у детей и взрослых [2]. Рассмотрим некоторые варианты работы с инроективным посланиями в терапии.

Женщина тридцати лет не может научиться водить автомобиль. Все попытки сесть за руль заканчиваются проблемами (ей не удается аккуратно выехать со стоянки, мотор «глохнет» на светофоре и т.д.). Женщина считает себя плохим водителем и почти готова смириться с тем, что ей придется ездить на такси всю жизнь. Однако маркером того, что данная проблема для нее значима, является то, что она выносит эту тему на терапию. Так у женщины есть устойчивое мнение о себе как о плохом водителе, начинается работа на выяснение того, каким образом сформировался образ плохого водителя. Выяснилось, что отец женщины, будучи за рулем, постоянно нелестно отзывался о женщинах-водителях, говорил, что женщине не место за рулем. Это неаргументированное послание стало частью личности клиентки. Разрушение инроекта и опора на реальность (присвоение собственного положительного опыта, а также опыта других женщин) позволило клиентке почувствовать себя уверенно за рулем.

Мужчина, находящийся в состоянии хронического переживания горя из-за потери ребенка уже третий год, наконец-то пришел на прием к психологу. Для него было сложно это сделать, так как в обществе бытует мнение, что для мужчины стыдно обращаться к психологу (это мнение также является инроективным посланием, которое транслируется в обществе). Выяснилось, что мужчина переживал свое горе в одиночестве. Он ни с кем не обсуждал потерю дочери, не плакал. Он просто молчал. Молчал три года о своей беде. Какие инроекты стояли за этим молчанием? Их несколько: «Мужчина должен быть сильным», «мальчики не плачут», «мужчина не должен жаловаться», «мужчина не должен рассказывать о своих проблемах», «мужчина не показывает свои эмоции». Работа с инроектами позволила мужчине понять, что следуя им, он уходит от самого себя, не дает себе переживать горе. Слезы в кабинете психолога, беседы о дочери и, наконец, прощание (которое он так и не осуществил в полной мере) позволили мужчине не только пережить горе, но и принять в себе ту свою часть, которая может проявлять эмоции, плакать, говорить о проблемах.

Можно утверждать, что буквально все гендерные стереотипы в той или иной степени трансформируются в инроективные послания.

Проекция. «Проекция – это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам» [4, с. 182]. Проекция – это разнообразные предположения, мнения и домыслы человека о других людях. При этом, проекции могут быть творческими (верными) и, соответственно, не творческими (ложными). Основным маркером проекции является утверждение «мне так кажется», человек может предполагать что-то об интересах, желаниях, личностных характеристиках другого человека. Так, проекцией является то, что все дети любят сладкое, однако творческой проекцией будет предположение, что конкретный ребенок любит конфеты, если это действительно так.

В основе проекции также могут лежать гендерные стереотипы. Например, мужчина, ориентируясь на гендерный стереотип о том, что «все женщины любят, когда им дарят цветы», проецирует это желание «всех женщин» на свою жену и регулярно покупает ей букеты, удивляясь, что она не проявляет бурной радости. Родители, оформляя стены комнаты девушки-подростка в розовых тонах, хотели сделать сюрприз для дочери. И каково же было их удивление, когда она расплакалась, сидя в обновленной комнате. Важно, что проекцируя о другом и делая что-то для другого, исходя из своих проекций, человек не получая положительной реакции, нередко обижается. Именно это произошло с мужчиной, который дарил жене цветы и ждал благодарности, родители же девушки, увидев ее слезы, не только обиделись, но и назвали ее неблагодарной.

Проекции нередко становятся причиной межличностных конфликтов в парах и семьях. Например, на приеме семейная пара, которая задумывается о разводе. Мы не будем подробно рассматривать всю семейную ситуацию, остановимся лишь на проблеме, которая имеет гендерный аспект. Выясняется, что жена много времени уделяет домашнему хозяйству (уборка, приготовление пищи), в то время как муж хотел бы больше времени проводить вне дома (ходить в кино, кафе, встречаться с друзьями). Нетрудно догадаться, что женщина проецировала, что ее мужу нравятся хозяйственные женщины, домашняя еда и уют. Основой для данной проекции послужили ее интроекты о том, что женщина должна быть хорошей хозяйкой, обязательно дома должны быть домашняя еда, питаются вне дома только холостяки и те, чьи жены не умеют готовить. Это не весь перечень инроектов, которые клиентка получила от бабушки. И, конечно же, она предполагала (проецирова), что если она меньше времени будет уделять домашнему хозяйству, то муж ее бросит как плохую хозяйку. Работа с парой предполагает прояснение сути конфликтов, учет потребностей каждого из супругов, нахождение компромиссов. В данном случае разрушение интроектов и раскрытие проекции помогло решению конфликтов в данной семье. Женщина увидела, что муж любит ее не за то, что она хорошая хозяйка, а за ее хороший характер и другие положительные качества.

 Проективная идентификация. Проективная идентификация есть синтез интроекции и проекции. Бессознательное проявление проективной идентификации выражается в том, что один человек пытается влиять на другого такими образом, чтобы тот вел себя в соответствии с ожиданиями проектора. В детско-родительских и супружеских отношениях проективная идентификация в первую очередь реализуется в желании «сконструировать» из другого (ребенка или супруга) нечто, соответствующее образу идеального супруга или ребенка.

Например, нередко родители конструируют образ «идеальной девочки» или «идеального мальчика» исходя исключительно из своих представлений и не обращая внимания ни на особенности ребенка, ни на его склонности, интересы, ни на его желания. Родители одевают ребенка в соответствии со своим представлениям о том, как должна выглядеть девочка и не хотят видеть, что у них растет активная, любящая спорт, подвижная девочка. Такой девочке крайне сложно спокойно ходить по дорожкам парка в красивом платье за руку с мамой. Она ходит с грустным лицом потому, что такова воля матери. Она была бы счастлива, если бы ей позволили надеть джинсы и футболку, но для этого матери важно осознать собственные переживания.

Если кратно рассматривать сопротивления матери, то выстраивается целая этажерка сопротивлений (конфлуэнция, инроекция, проекция, проективная идентификация). Мать находится в конфлуэнции с дочерью («Мы женщины»), мать – носитель ряда инроектов о женственности («Женщина должна быть хорошо одета», «Девочка не должна быть пацанкой», «Женщина должна быть женственной», «Девочке нельзя бегать и громко кричать», «женщина должна носить платье» и т.д.). На основе этого мать проецирует о взаимоотношениях мужчин и женщин («Мужчинам нравятся женственные женщины», «Мужчины не любят женщин в брюках», «Красивым женщинам все завидуют» и т.д.) и далее мать реализуется проективная идентификация, когда на основе своих представлений о женственности, мать конструирует образ дочери исходя из самых хороших побуждений.

Что поможет консультанту в работе с такой матерью? Конечно, психолог будет работать со всей этажеркой сопротивлений. Но также будет и обращать внимание на реальность, то есть, на девочку. Важно проявлять, что любит девочка и как мать об этом узнает. Можно предположить, что мать не ориентируется на феноменологию и не смотрит на ребенка (не видит грусть в глазах девочки, не видит ее желание кататься на велосипеде), а в большей степени ориентируется на свои инроекты и проекции. Получается, что задача психолога помочь матери увидеть за фасадом биологического пола личность собственного ребенка.

Теория социального конструирования гендера является значимой методологической основой в работе психолога-консультанта. Понимание социальных причин ряда проблем позволяет психологу эффективно сопровождать клиента в поиске собственного Я, где личность человек не ограничена дихотомией «мужское» и «женское».

 

Литература:

1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб.: Специальная литература, 1999.

2. Гусева Ю.Е. Гендерно-стереотипные интроективные послания как одна из причин возникновения неврозов у детей и подростков // Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции. М.: Физмат-книга, 2018. С. 430-437.

3. Клецина И.С. Гендерная компетентность в профессиональной подготовке современного педагога // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. С-Пб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2010. С. 61-63.

4. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2010.

5. Перлз Ф. Практика Гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. [Электронный ресурс]: URL: http://psylib.org.ua/books/perlz01/ (Дата доступа 20.03.2019)

6. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

7. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 147-173.

8. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 193-219.

9. Франчесетти Дж. // Панические атаки. М.: МИГТиК, ИОИ, 2015.

10. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерного подхода в образовании // Женщина в российском обществе. 2000. № 3. С. 61–66.

  1. Представленность гендерной проблематики в популярной советской прессе начала 1920-х – середины 1930-х годов.
  2. Политика «нового быта» СССР.
  3. Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях.
  4. Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори.
  5. Выученная беспомощность и ее формирование у детей: гендерный аспект.
  6. Образовательные программы гендерной и псевдогендерной направленности: поддержка разнообразия и однообразия детства.
  7. Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект.
  8. Контакты
  9. Представленность гендерной проблематики в популярной советской прессе начала 1920-х – середины 1930-х годов
  10. Гендерные представления: к вопросу о дефиниции
  11. Гендерные представления родителей
  12. Кукла Барби: pro et contra (к постановке проблемы)
  13. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского как методологическая основа гендерной проблематики в социальной психологии
  14. Семейная политика России: гендерные дискриминационные практики
  15. Равенство в системе гендерных представлений (на примере женской прессы ХХ века).
  16. Однородный по полу школьный коллектив как институт социализации.
  17. Гендерные представления советского периода: формирование нового стереотипа фемининности
(с) 2010 ИП Гусева Ю.Е.. Все права защищены.

Бесплатная психологическая помощь в Санкт-Петербурге