Оксана – педагог. Она записалась на консультацию, услышав на конференции мой доклад, посвященный профессиональному выгоранию.
- Я слушала ваш доклад и мне казалось, что вы говорите про меня: усталость, апатия, нет сил, ничего не хочется и при этом хочется, но сил нет. Это все про меня. Вы говорили про профилактику, а я поняла, что мне уже профилактика не поможет. Я уже сгорела, одни угольки остались. Это было так грустно, что я чуть не заплакала. И потом, после вашего выступления ведущая конференции еще сказала слова, которые меня просто добили. Она поблагодарила вас за выступление и сказала, что мы, педагоги, не выгорим, потому что мы горим на работе. И ровно в тот момент я поняла, что гореть это у нас прямо правильно и хорошо. Вот прямо мы такие молодцы, горим на работе. Но нельзя гореть, не сгорая. Если горит свеча, она все равно сгорит, если горит костер, он все равно догорит.
- Если не подбрасывать поленья.
- Что? – Оксана посмотрела на меня как будто очнувшись. Она так глубоко погрузилась в свои мысли и переживания, что мой вопрос застал ее врасплох. – Вы сказали, что если не подбрасывать поленья, то костер затухнет?
- Да.
- Да, вы правы. Гореть не то, чтобы плохо. Гореть, может быть, и хорошо. Огонь – это энергия, а у меня ее сейчас совсем нет. Только чтобы гореть, нужно, чтобы постоянно поступало топливо, только тогда костер будет гореть. О, мне нравится эта метафора. Я подумала про газовый фонарь, ну были такие когда-то в Петербурге. Фонарь горит, к нему поведен газ. Если газ не подводить, то фонарь перестанет светить. Ну и с электрическим фонарем так же.
- Хорошая аналогия. А что с вами?
- Я педагог, учитель в школе. Нагрузка большая, почти две ставки, а еще классное руководство, подготовка к ЕГЭ. Другие коллеги работают так же, но им даже сложнее. Они после работы еще бегут забирать детей из садика или школы, ведут их в кружки, дома уроки проверяют у своих детей. Казалось бы, я по сравнению с ними свободный человек. И когда коллеги в учительской обсуждают свои дела, то частенько слышу, мол, хорошо тебе, пришла домой – делай, что хочешь. Кончено, в такой ситуации я не могу ни с кем поделиться, они меня просто не поймут. Да и если поделюсь, то помочь они мне вряд ли смогут.
- Вам хочется с кем-то поделиться. А есть кто-то еще в вашей жизни, с кем бы вы могли поделиться?
- Есть подруги, но я так устаю после работы, что совершенно не хочу ни с кем встречаться после работы.
- Я слышу, что вы много работает. А кроме работы что-то еще есть в ваше жизни?
- Вот тут-то и проблема. Я все надеялась, что нагрузка поменьше станет и все наладится. Вот будет отпуск или каникулы – отдохну. Или даже в течение года думала, что вот сейчас плотно, а выступлю на конференции и посвободнее станет. Но проходят каникулы, конференция, отпуск и ничего не меняется. А я все жду, что будет лучше. И вот когда я слушала ваш доклад, я поняла, что уже все, я не «вывожу» сама, нельзя оставлять все как есть, нужно что-то делать. Поэтому я здесь.
- То, что здесь – ценно для меня. Я повторю свой вопрос. Я спрашивала о том, что кроме работы, есть в вашей жизни.
- Да. Я не ответила. Потому что мне нечего сказать. Потому что ни-че-го нет, - говорит Оксана четко по слогам.
Оксана замолкает.
- Звучит очень грустно. Расскажите о вашем типичном дне.
- Все просто. Утром встала и пошла на работу. На работе уроки до 16:00, а то и до 17:00. Потом я прихожу домой и падаю. Иногда что-то готовлю, немного прибираюсь, но чаще домашние дела не делаю. Еду на ужин покупаю в школьной столовой, прибираться особо не нужно, потому что я живу одна и грязи особой нет, хотя, конечно, хорошая генеральная уборка не помешала бы моему дома. Я делают необходимый минимум, например, глажу одежду на завтра, иногда проверяю тетради. А чаще всего просто лежу и бестолково смотрю в телефон. И следующий день такой же.
- А в выходные?
- Сплю долго, отлеживаюсь. Все думаю, что смогу отдохнуть, но не успеваю. Сажусь с тетрадками, готовлюсь к урокам. Ну разве что в магазин выхожу, чтобы купить продукты. Но все равно не готовлю, ем всякие йогурты или что-то готовое покупаю.
- А как вы чувствуете усталость? Что ощущает ваше тело?
- Мое тело ничего не чувствует. Оно какое-то ватное. У меня ничего не болит, но часто что-то немеет, затекает.
- Вы мало двигаетесь.
- Да, мало. Я же говорю, что времени нет и сил тоже.
- Понимаю. Начнем изменения?
Оксана смотрит на меня с удивлением.
- Вот прямо сейчас?
- А что-то нам мешает?
- А про детство поговорить? Найти зажимы там какие-то?
- Можем и про детство поговорить. Если хотите, конечно.
- Гммм…. Не то, чтобы я хочу про детство говорить. Просто я думала, что все проблемы из детства.
- Ну тогда вы можете подумать над тем, каким образом эта проблема вытекла из детства и потом мы начнем менять сложившуюся ситуацию.
- Ладно, про детство потом. Сначала давайте менять. Хотя это хороший вопрос и такой, знаете, хитро сформулированный, я об этом потом подумаю.
- Я услышала, что вы как будто бы почти не ощущаете сигналов собственного тела. Расскажите про свое тело. Какое оно. Чем вы его радуете?
- Тело как тело. Я его правда, мало ощущаю. Вот разве что когда ем. Да, вы спрашивали, что я делаю в свободное время. Вот ем. Прихожу домой уставшая и отдыхаю. Вкусняшки всякие ем.
- А чего хочет ваше тело.
- Мне кажется, ничего.
- А вот сейчас что оно хочет?
- Прямо сейчас?
- Да, в эту саму минуту.
- Оно хотело бы подвигаться.
- Сделайте это прямо сейчас.
- Сейчас, - удивляется Оксана.
- Именно.
Оксана удивляется, но все-таки встает. Видно, что ей видится странным мое предложение. Но Оксана все-таки встает, начинает поднимать вверх руки, приседает и через некоторое время садится в кресло.
- Это то, что вам хочется?
- Да, но нет сил и времени. У меня даже абонемент в бассейн есть, но я не хожу.
- Как я поняла, вы приходите домой вечером и у вас уже ни на что нет сил. Вы часто просто лежите, сидите или едите. Верно?
- Да.
- Я предлагаю вам начать ходить в бассейн. Всякий раз, когда вы чувствуете усталость.
- Получается, что это каждый день после работы.
- Получается.
- Но я же буду вечером уже совершенно «никакая».
- А сейчас вечером вы какая?
Оксана начинает смеяться.
- Вы правы, я совершенно никакая. И все время вечером я трачу впустую и при этом не отдыхаю. Я только мечтаю об отдыхе. Это ужасно, просто ужасно.
Оксана делает паузу и начинает плакать. Некоторое время слезы льются по ее лицу, а потом она начинает говорить.
- Я попробую. Я, кажется, поняла, что вы хотели до меня донести этим предложением. Я, действительно, устаю, я выгорела. И я пришла к вам рассчитывая, что вы дадите мне волшебный совет – как сделать так, чтобы не уставать, чтобы больше успевать. Это нереалистичное желание, я понимаю. Я должна научиться в первую очередь восстанавливаться. Мой организм трубит об этом.
Мы договорились встретиться через месяц.
Прошел месяц и Оксана записалась ко мне на прием. Хочется написать, что в кабинет вошла совсем другая женщина – подтянутая, жизнерадостная, веселая. Нет. Зашла Оксана. Внешне ничего не поменялось, но когда она начала рассказывать, стало понятно, что изменения есть.
- Мне было дико сложно. Мне хотелось не ходить в этот дурацкий бассейн. Я так уставала, что каждый день я до сих пор говорю себе, что лучше бы я пошла домой и легла на кровать. Но я сразу же начинаю думаю, что на кровати я устаю еще больше и голова занята именно всякими глупыми мыслями о работе. Поэтому я иду в бассейн. Что изменилось? Я стала хотя бы немного ощущать свое тело. Оно побаливает периодически, я получаю удовольствием от движения, от воды, от тепла в сауне. Я стала лучше спать и более-менее высыпаться.
- Это ценные изменения.
- Да, это так.
- Давайте вернемся к нашему разговору в начале первой встречи. Помните, о чем вы говорили, что вас беспокоило и что вы хотели?
- Да, я помню. Я говорила об усталости, о том, что я очень устаю, у меня нет сил и я ничего не хочу.
- А как теперь ваши желания и что стало с вашей усталостью?
- Я дико уставала морально. Сейчас я стала больше уставать физически, но это такая хорошая усталость. Я начала хотеть что-то делать, куда-то сходить захотелось. Не в будние дни, конечно. В будние дни я работаю и хожу в бассейн, потом прихожу домой и почти сразу спать. А вот в выходной я выбралась в театр с подругами, в кафе, в магазин сходила. Это для меня новое, я долго никуда без надобности не выбиралась.
- То, что вы описываете, звучит хорошо.
- Да, качество моей жизни на самом деле стало выше.
С этой точки и началась наша работа. Потому что теперь Оксана была готова к изменениям. Мы работали с ее отношением к работе, с тем, что она не может сказать «нет», когда ее просят что-то сделать сверхурочно, с неумением отказаться от второй ставки или классного руководства. Постепенно Оксана стала этому учиться. На начальной этапе работы фокусом было то, что выжимало из Оксаны все силы – ее полная поглощенность работой и ее неумение организовать эту работу конструктивно, неумение не брать на себя все задания, которые возможно. Потом уже мы стали больше внимания обращать на отношение к себе, к другим. Ресурс на изменения – это силы человека. И они у Оксаны появились только тогда, когда она стала вести мало-мальски активный образ жизни, когда в ее жизни появилось что-то кроме работы.
(с) Юлия Гусева, психолог