- У меня все плохо, - так начала нашу первую встречу Фаина.
- Понимаю вас. Поэтому вы здесь.
Конечно, хочется сразу же взять быка за рога и с головой прыгнуть в работу. Хочется спросить, что именно плохо. Но так можно было бы, если бы Фаина была уже опытной клиенткой. А опытная клиентка, пожалуй, иначе сформулировала бы. Так что спросить не получится. Да и не нужно торопиться.
Фаина смотрит на меня тоскливо, с болью и надеждой.
- Фаина. Как вы думаете, чем бы я могла быть вам полезна?
Опять же, хочется просто спросить о том, что Фаина хотела бы получить от работы. Но при таком начала, когда «все плохо», с большой вероятностью я получу ответ, чтобы «все стало хорошо». Собственно, этот ответ мало что дает и поэтому спрашивать о том, что клиентка хочет, пока не имеет особого смысла.
- Я точно не знаю. Я первый раз у психолога. Наверно, помочь мне разобраться и наладить жизнь. Я опускаю руки. Не могу справиться сама.
- Действительно, иногда что-то ломается и нужно починить.
Фаина кивает головой. Моя задача сейчас – сделать так, чтобы Фаина смогла уйти от «все плохо» и начала более пристально смотреть на свою жизнь.
- Когда что-то ломается, мы первым делом ищем, где сломалось, чтобы начать чинить. Но вы не сказали, что у вас что-то сломано. Вы сказали «нужно наладить». Что значит «наладить»?
- Это как у швейной машинки. Иногда она не ломается, но как-то хуже начинает шить. И тогда нужно наладить – где-то смазать, где-то почистить, где-то подкрутить.
- Но в целом машинка хорошая, рабочая, верно?
- Да.
- А вы?
- Что я?
- Про вас можно так сказать?
- Что я как швейная машинка? Рабочая, хорошая, но с меня нужно пыль стряхнуть и смазать?
- Похоже на вас?
- Похоже.
- Тогда давайте и начнем с общего осмотра. Как у машинки. Что хорошо, что работает?
Фаина начинает рассказ о себе. Рассказывая, она периодически вспоминает про швейную машинку. Это ее смешит. Закончив рассказывать, Фаина смотрит на меня.
- Фаина, спасибо. Вы в начале встречи сказали, что у вас все плохо. Давайте уточним, что именно плохо и начнем разбираться.
- Знаете, плохо – это когда машинка разломана полностью. Я пока рассказывала, поняла, что у меня не «все плохо». Я поняла, что меня нужно смазать, протереть. Короче, мне нужна наладка оборудования.
- Отлично, этим и займемся. Тогда сначала нам нужен осмотр. Что именно не очень хорошо работает, что нужно смазать.
Фаина начинает рассказывать. Ее состояние меняется буквально на глазах. Если в начале встречи она выглядела весьма уныло, то сейчас вполне воодушевлена.
Что мы сделали на самой первой встрече? Мы сместили фокус внимания с того, что «все безнадежно плохо» на то, что «есть вещи, которые нужно наладить». И Фаина, рассказывая о том, что нужно исправить или наладить, уже начала переосмысление своей жизни с позитивной стороны, со стороны ресурсов, возможностей. Она из объекта («помогите мне, почините меня») стала субъектом, субъектом своей собственной жизни.
Как дальше мы работали с Фаиной. Обрисовав диапазон сложностей, мы взялись за исправление ситуации. Сложности с общением, сложности с планированием, отношение к себе – все это можно наладить, если, конечно, есть желание. Фаина начала с того, что у нее опускаются руки. Она ждала какой-то волшебной помощи. Но как только ей удалось увидеть конкретные сложности и пути выхода, она включилась в работу. И руки уже не были опущены.
(с) Юлия Гусева, психолог