Детство – прекрасная пора. Такой устоявшийся шаблон. А при этом дети часто хотят побыстрее вырасти, стать взрослыми. И вырастают. В терапии мы часто сталкиваемся с тем, что взрослый не прожил полностью какую-то часть своей жизни. Не обязательно это детство. Бывает, что родитель в полной мере не смог прожить свое родительство. Работал столько, что не заметил как дети выросли. Но все-таки чаще «пролетает» непрожитым детство. Дошкольник, который не удовлетворил свою потребность в игре, играет в школе, пытаясь прожить тут часть детства, которую у него украли, когда без устали водили на развивающие занятия.
И часто так получается, что человек живет без прожитого детства. Пытается строить свой дом без фундамента. Получается. Но дом все-таки шатается. И приходится всеми силами его поддерживать. Что же делать? Укрепить фундамент. Да, именно так. Потратить на это какое-то время и дальше уже строить свой дом. Чтобы не шатался, не разваливался.
«Я трачу все свои деньги сразу и не могу ничего изменить». Виктор.
Виктор, записываясь на консультацию, сказал, что ему нужно изменить отношение к деньгам. С первого взгляда это было больше похоже на запрос на коучинг, о чем я и сказала Виктору. Тем не менее, Виктор решил, что хотел бы прийти на консультацию ко мне, а потом, возможно, сходить к коучу. Собственно, почему бы и нет. Первый запрос может быть фасадным, а за ним могут появиться и другие запросы.
Итак, Виктор на консультации. Кратко рассказывает о себе. Управленец достаточно высокого уровня в IT сфере, хороший специалист, востребован, заработная плата приличная, живет один, семьи пока нет. Проблема в том, что Виктору катастрофически не хватает средств.
- Я, правда, прилично зарабатываю. Конечно, у меня ипотека. Но платеж по ипотеке не гигантский, он реально составляет незначительную часть зарплаты. Тут я думал, когда брал. Все хорошо рассчитал и проблемы нет.
- А в чем есть проблема?
- Проблема в том, что деньги просто рассасываются.
- И чего бы вы хотели?
- Так-то я хочу, чтобы денег хватало, - смеется Виктор. – Но я понимаю, что это не совсем к вам. Я хочу понять, что не так, что с моими финансами и со мной вообще.
- Давайте попробуем представить ваш доход в виде какого-то образа.
- Это такой кулечек с конфетами.
- Опишите этот кулечек.
- Ну такой типа новогоднего, красный кулечек, а из него сыпятся конфеты в разноцветных фантиках.
- Ваш доход, т.е. ваша зарплата – это что-то такое новогоднее.
Я начинаю немного развивать, раскрывать образ Виктора.
- Гм… Похоже, что так. Похоже на новогодний подарок от Деда Мороза., - Виктор замолкает на несколько минут. - Как будто бы я воспринимаю свою зарплату как новогодний подарок.
Еще одна пауза и лицо Виктора выражает недоумение.
- Виктор, а расскажите про Новый Год в вашей семье, про то, как это у вас происходит сейчас, как происходило в детстве. Про новогодние подарки, про празднование.
- Я рос в 90-е. Наверно, это уже дает понимание. В бедной семье. Тогда так почти все жили. И на Новый год немножко конфет и пара мандаринок были счастьем.
- Понимаю. И что вы делали со своим подарком?
- Я утром просыпался пораньше, как и все дети, брал свой кулечек и садился есть конфеты. Обычно через полчаса конфет уже не оставалось и я с грустью смотрел на кульки брата и сестры. И они мне иногда давали конфетку из своих.
- Как это похоже на то, что вы сейчас делаете со своей зарплатой?
- Я ее беру как подарок и быстро-быстро съедаю. А потом начинаю с грустью смотреть, что у других еще есть деньги. Как-то так. И иногда я что-то покупаю по кредитке…
- Что это за стратегия?
- Получить все удовольствия сразу, а потом … а потом как-нибудь разберемся.
- Попробуйте прочувствовать свой детский опыт. О чем он?
Виктор молчит. Вздыхает.
- Всего мало. И если что-то получил, то нужно это быстро реализоваться: съесть, потратить… Ой, кажется, я понимаю, о чем это все.
Виктор с тоской на меня смотрит. Он как ребенок в этот момент. Да и есть ребенок, он прямо погружается в тот возраст, в то время.
- Мне было совсем немного лет и мне подарили какие-то деньги. Я их припрятал и все думал, что я на них смогу купить. А цены-то тогда росли. И я все думал, что куплю машинку или конструктор или кубики. И пока я думал, то хватило на ерунду какую-то, на маленький мячик какой-то. И еще вспоминаю историю. Мне как-то подарили шоколадное яйцо с сувениром внутри. Я все с ним носился как .. с яйцом… - Виктор смеется – Все не ел. А потом в гости пришла соседка с сыном и тот взял мое яйцо, раскурочил, шоколад съел и игрушку себе забрал. Так я и не смог у него отобрать свою игрушку. Мама тогда сказала что-то типа того, что нужно было сразу есть, а не хранить сто лет и тогда никто бы у меня не отобрал эту игрушку.
- Это очень грустный опыт.
- Да. А еще вспоминаю в принципе отношение ко всему. Ничего не было. Если что-то вкусное покупали, то сразу съедали. Точнее, покупали на разок поесть. Из еды хранили только домашние заготовки-консервы и овощи с огорода. И еще помню, что когда мы что-то просили, то всегда получали отказ. Мама всегда говорила, мол, потом купим, когда деньги будут.
- А сейчас деньги есть.
- Угу.
- В детстве у вас сформировались определенные стратегии, так или иначе связанные с деньгами и потреблением. Как вы думаете. Были ли они оправданы? Полезны? Эффективны?
- Мне кажется, что в чем-то да, полезны.
- А что изменилось сейчас?
- А сейчас вся жизнь изменилась. На самом деле я сейчас вспоминал все это и почувствовал себя маленьким и что я продолжаю воспринимать зарплату как подарок. Я как будто компенсирую все то, что не получил тогда и поэтому быстро растрачиваю все. Вдруг отберут. Как тогда шоколадное яйцо. Или как будто деньги обесценятся.
- А чего вам хочется для себя маленького?
Виктор смеется.
- Конфет каких-то, на каруселях покататься, побегать пострелять, машинку радиоуправляемую.
- Вы делаете это?
- Ага, - Виктор снова смеется.
- Как у вас устроена финансовая ситуация?
- Я получаю зарплату, оплачиваю ипотеку и дальше просто живу.
- В тот момент, когда вы оплачиваете ипотеку, вам сколько лет? И сколько потом?
- Сначала как есть, а потом лет пять.
- Как вы думаете, что-то можно изменить?
- Я пытался вести учет. Что-то записывать. Планировать, но какая-то ерунда получалась. Ничего не получалось.
- А когда вы вели учет, вы выделили что-то для себя маленького?
- В смысле, выделил ли я деньги на глупости?
- Можно и так назвать.
- Нет, конечно. Я по-серьезному все планировал. Всякие там важное вещи. И не разрешал себе тратить деньги на глупости. А потом все срывалось и опять не хватало денег до зарплаты.
- Похоже, маленькому Вите нужны карманные деньги. У меня есть такое предложение. Эксперимент. Вы дома прикидываете свой бюджет: свои траты на важные дела типа ипотеки, обязательных трат на еду, коммунальные платежи, обслуживание автомобиля и т.д. И думаете, какую сумму вы могли бы выделить себе маленькому.
Я даже не успеваю закончить как Виктор с огромным воодушевлением меня перебивает.
- О, мне нравится эта идея! Я себе тогда заведу отдельную карту и буду на нее скидывать себе карманные деньги. И буду с нее покупать себе то, что хочу. Даже не себе, а себе маленькому.
Мы назначили следующую встречу через месяц. Виктору было важно опробовать свою новую практику отношения с финансами. Он появился веселый.
- Я много вам хочу рассказать. Я много думал весь этот месяц. Начну даже не с денег. Понятно, что я тогда сразу все посчитал, прикинул, это мне просто дается. Тут не сложно. Труднее было все осмыслить. Я много думал про свое детство. Я вспоминал себя и мне стало казаться, что я очень быстро вырос. Как будто бы я был маленьким лет до 4-5, а потом …бац … и сразу стал большим, серьезным, ответственным. Всегда всего не хватало. В школьное время жили плохо. В студенчестве вообще только что не голодал и потом стало налаживаться и меня прорвало.
Что я сделал? Я заказал себе детскую карту с рисуночками. – Виктор достал карту. На ней, действительно, были какие-то рисунки детские. – И я все рассчитал, на эту карту кладу сумму «для Вити» и покупаю с нее всякую ерунду. Вот прямо так и покупаю. Слегка смешно, но когда я достаю эту карту, я чувствую себя маленьким и получаю удовольствие от покупки.
Для Виктора хватило буквально одной встречи, чтобы решить локальную проблему. На этом можно было бы закончить наши встречи, но Виктор выбрал формат редких встреч. Раз в пару месяцев он приезжает на одну консультацию, мы разбираем какую-то одну тему и месяц-два Виктор проживает тот опыт, который получил.
(с) Гусева Юлия, психолог