Очень многие наши поступки – это сообщение миру. В широком смысле, конечно. Миру в целом. Каким-то конкретным людям в частности.
Очень часто мы делаем что-то не для себя, не по своему желанию, а именно потому что так все делают, так надо или, наоборот, наперекор всем. В чем суть психотерапии? Прислушиваться как раз к себе, к своим желаниям, своим потребностям, бережно относиться к своему внутреннему миру, к себе самому.
«Дочь хочет сделать татуировку. Как её отговорить». Екатерина и Милана.
Екатерина позвонила мне. Её голос был полон тревоги. Она сказала, что хочет записать на консультацию пятнадцатилетнюю дочь и обозначила проблему. Чего хотела Екатерина? Она хотела, чтобы я как психолог «наставил дочь на путь истинный». Это в широком смысле. А если быть более точным. Екатерина хотела, чтобы я отговорила дочь делать татуировку.
Небольшое отступление. Запрос на «вылечить» - это невероятно распространенный запрос от родителей.
- Сделайте так, чтобы ребенок меня слушался.
- Я хочу, чтобы дочь хотела учиться.
- Сын дерзит, помогите ему быть вежливым с родителями.
Список такого рода запросов от родителей можно продолжить. Конечно же, я не волшебник и волшебной палочки у меня нет. Поэтому я не могу по желанию родителей исправить ребенка.
Причины сложного поведения ребенка всегда есть. И чаще всего в основе лежат взаимоотношения с родителями. Однако мы отступили от темы. Я, конечно же, пригласила Екатерину с дочерью на встречу. Вместе мы обсудили важные вопросы организационного характера, заключили устный договор, не забыли, конечно же, и о конфиденциальности.
На этой консультации изначально все было немного не по правилам. И, что самое интересное, я это хорошо понимала.
Почему не по правилам? Сейчас объясню. Есть у нас такое правило, что у кого проблема, тот и клиент, того и на встречу нужно приглашать. Тут как будто бы у мамы сложности, с ней нужно работать. Или вроде как проблема в контакте между мамой и дочерью и тогда парная встреча нужна. Но это уже далеко не первая моя консультация такого плана и я давно уже знаю, что отдельно беседа с мамой или даже совместная встреча будет менее эффективна, чем если сначала мы побеседуем вместе, потом я поработаю с подростком, потом снова вместе (и это все на одной встрече). А потом, может быть, мама сама придет на встречу. И с подростком несколько встреч. Конечно, так все получается только в том случае, если у подростка есть желание обсудить что-то с психологом.
У Миланы это желание было. Часть встречи мы говорили о её подростковых сложностях, о ее переживаниях и не касались темы татуировки. Под конец встречи Милана не выдержала.
- А еще мама злится из-за того, что я хочу татуировку сделать.
- Понятно.
- Что понятно?
- Что злится.
- А вы?
- Я не злюсь.
Милана разражается смехом. Напряжение ушло. Она начинает говорить о том, что с одной стороны она очень хотела сходить к психологу. Но она хотела обсудить свои проблемы, а слушать о том, что татуировки это «глупо и навсегда» она не хотела. Говорит, что беспокоилась, что психолог вместе с мамой начнут её убеждать.
Это меня, конечно, не удивило. Я прекрасно понимаю, чего подросток ждет от мира, в котором все (ну хорошо, не все, но почти все) хотят его переделать, сделать каким-то удобным, форматным. А его чувства, его переживания, его мысли, фантазии оказываются как будто бы и не важны этому миру. Это я хорошо понимаю. Да и не входит в задачу психолога кого-то переубеждать.
Поэтому мы и начали разговор с того, что важно для Миланы. Но, конечно, полностью оставить за рамками встречи разговор о татуировке было бы странно. На самом деле, для Миланы это тоже было важно. Но еще важнее то, что я не схватилась за татуировку сразу же, как только началась встреча. Как будто бы татуировка важнее человека.
- Хочешь поговорить про татуировку?
- Даже не знаю. Хотела сделать, а мама против.
- А что будет говорить миру твой татуировка?
- В смысле? - Милана удивлена такому вопросу.
- Татуировка – это способ самовыражения, способ самопрезентации. Самопрезентация это всегда какое-то сообщение миру.
- А макияж, одежда – это тоже сообщение?
- Тоже сообщение. Только одежда и макияж – это такое сообщение, которое очень временное. Сегодня я сообщаю миру одно, завтра – другое. И это сообщение легко подкорректировать.
- Вау. А стрижка это уже подлинее сообщение.
- Точно.
- Я как-то не думала об этом.
- Понимаю. На самом деле, мы не всегда думаем о том, что сообщаем миру, когда, например, утром одеваемся. Давай потренируемся на одежде. Вспомни пару случаев, когда ты оделась как-то. Что ты говорила миру?
- Тааак… На днях я в яркой одежде в школу пришла. Типа я такая вся дерзкая.
- А сегодня ты в черном.
- Да. Это маме назло, - Милана задумывается, - я сообщила миру, но не миру, а маме, что я хочу сделать то, что ей не нравится.
- Мама – это часть мира. Иногда мы можем отправлять послание конкретному человеку. Одевшись в черное, ты сообщила маме, что хочешь сделать то, что ей не нравится.
- Да.
- А татуировка это кому сообщение.
- Чёрт! Маме и папе. Мол, вот, я как сделаю сейчас татуировку и ничего вы мне не сделаете!
Я киваю головой.
Мы немного еще поговорили о сообщениях миру в целом и конкретным людям в частности. И договорились еще на несколько встреч. С мамой тоже потом встречались. Но это уже другая история.
P.S. А еще я замечаю, что часто подростки совершенно неосознанно устраивают какие-то странные ситуации («закидоны» - как часто говорят родители) и их приводят к психологу. Это фасад. А на самом деле им очень нужно обсудить с психологом свое. Но вот просто попросить родителей о встрече с психологом они не могут. Часто из-за того, что просто не осознают до конца этой своей потребности.