На что похож ваш дом? На свалку вещей, которые уже никогда не пригодятся или на место, где вам комфортно жить? Очень часто мы не избавляемся от того, что нам не нужно. Складываем какие-то коробочки (а вдруг нужно будет что-то положить), старые вещи (а вдруг похудею/поправлюсь), чашки с отбитыми ручками (а вдруг нужно будет что-то налить) и так далее. Эти вещи нередко мешают нам жить. Потому что за счет их уборка длится существенно дольше, потому что мы перекладываем их с места на место и все равно в какой-то момент с раздражением выбрасываем.
Удобно ли вам живется среди этих вещей? Если удобно, то не читайте дальше. А если не так уж удобно, то осмотритесь и сделайте наконец-то генеральную уборку. Освободите шкафы и отнесите то, что вам не нужно в комиссионный магазин, благотворительную организацию или куда-то, где принимают вещи. Вам станет легче дышать в вашем доме. Не храните вещи, храните впечатления!
Копилка обид. Светлана.
История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены, от клиентов получено согласие на описание случая.
Светлана очень аккуратная и бережливая. Она не умеет выбрасывать. Она частенько осматривает пространство своего дома и думает о том, что частью вещей она совсем не пользуется. Но выкинуть рука не поднимается. А вдруг понадобятся и что тогда? Но когда Светлана переступила порог кабинета я об этом, конечно не знала. Ведь к психологу Светлана пришла не с этим. Она пришла разобраться сама с собой, со своими отношениями с окружающими. А что с отношениями? Не складываются. Светлана подробно рассказывает о том, что она завязывает отношения и сначала все хорошо. А потом получается так, что отношения портятся. И так со всеми. Оказалось, что нет у Светланы отношений, которые были бы по ее мнению, не нарушенными.
Как так получается, что сначала с любым новым знакомым все хорошо, а потом постепенно накапливаются проблемы? Так говорит Светлана. Она употребляет именно это слово. Накапливаются. Начинаем выяснять суть накопленных проблем. Может быть, есть в них что-то общее. Точно, общее находится. Светлана копит обиды. Обида нанизывается на обиду и вот уже обиды мешают жить. Мешают общаться и становятся преградой для общения.
– Светлана, а что вы еще копите, кроме обид? – спрашиваю я или, говоря гештальтистским языком, делаю челнок в жизнь.
Светлана пожимает плечами. Ничего она не копит. Деньги не копит, нет у нее накоплений. Но я не отстаю. Иногда бывает очень сложно увидеть эту связку с жизнью. Да и может ее не быть, конечно. Но я ловлю себя на том, что не хочу оставлять эту тему. Она меня зацепила. Возможно, это важно.
– Вы с трудом расстаетесь с обидами. А с чем еще с трудом расстаетесь?
– Ну не знаю... (большая пауза) Наверно я с трудом расстаюсь с вещами. Не люблю выкидывать вещи.
Сначала Светлана говорит очень и очень медленно, подыскивая слова, нерешительно, даже нехотя. Она еще не понимает как могут быть связаны ее нежелание расставаться с вещами и обиды. Это нормально и даже обычно для тех, кто только вступает на путь психотерапии. Иногда даже кажется глупым говорить о своих ощущениях в теле, о своем отношении к вещам и других казалось бы неважных вещах. Но постепенно энергия Светланы повышается. Кажется, все-таки попадание есть! Светлана начинает раскрываться. Он говорит о том, что она очень бережлива, что не любит выкидывать вещи, которые в свое время были для нее дороги. Ведь все может пригодиться. Сегодня выкинешь коробочку, а завтра некуда будет положить нитки. Или, например, выкинешь старое платье, а потом тряпок не будет пол помыть.
Так. Получается, что самая никчемная вещь для Светланы ценна тем, что в любой момент она может пригодиться.
– Светлана, а могут ли вам пригодиться обиды?
Молчание.
– Есть ли от них какая-то польза?
Молчание.
– Может быть, они пригодятся вам потом, в будущем... Что будет, если обид не будет?
Мы начинаем говорить об обидах, о том, где они находятся (как оказалось, в голове) и как они выглядят. Мы рисуем обиды и виде каких-то неприятных комочков, которые мне с виду кажутся какими-то вязкими. Но это моя ассоциация, как будто Светлана вязнет в вещах и обидах как в болоте.
– Чем обиды могут пригодиться? Да ничем! Что будет, если обид не будет? Да ниче...
И тут Светлана обрывает сама себя.
– Знаете, если обид не будет, все будет не так. Получается, что каждый меня может обидеть, а я буду все забывать, как будто ничего и не было? Это значит, что каждый может меня обижать, как хочет, а я все забуду и прощу? Могут мне обиды пригодиться для того, чтобы не общаться с человеком как прежде. Есть от них польза, получается! Я общаюсь с человеком и частенько вспоминаю, что гадкого он мне сказал и сделал. И злюсь от этого. И не доверяю людям.
– Так обиды и помогают, и мешают?
– Получается, что так. Вы хотите сказать, что не нужно копить обиды и общаться будет легче?
– А кем или чем вы чувствуете себя, когда вы наполнены обидами?
– Помойкой! Точно! Помойкой, которая завалена обидами.
Легко сказать человеку, мол, перестань обижаться, раздражаться, гневаться или злиться. Воплотить в жизни это гораздо сложнее. Поэтому, конечно, я никогда этого не говорю. Так и у нас. Осознание это еще не решение проблемы. В нашем случае это начало пути.
И мы начинаем этот интересный путь разборки помойки. Понемногу, по одной обидке, иногда, правда, разбираемся сразу с пачками обид. Мы начинаем наводить порядок в голове. Параллельно Светлана начинает наводить порядок дома. Ей все еще трудно выкидывать (да и не обязательно это). Светлана начинает отдавать вещи людям, которым они нужны, относит в благотворительные организации.
Обиды как старый хлам. Мешают дышать, мешают двигаться, мешают найти место для новых мыслей, отношений.
И я вспоминаю цитату, которую когда-то услышала на одном из терапевтических семинаров: "нельзя обидеть, можно обидеться". И только наша ответственность, что мы делаем со своими обидами.
(с) Юлия Гусева, психолог