Бывает ли у вас, что вам неудобно отказать, если вас о чем-то просят? И вот вы встречаете в пять утра в аэропорту двоюродную тетю бывшей жены вашего мужа. Или даете в долг, хотя предпочли бы не давать. Или соглашаетесь принять у себя на время экзаменов (а по факту оказывается, что на пять лет) дочь троюродной сестры. Выполняете работу, которой вы по долгу службы не должны заниматься. И так далее.
Почему вы это делаете? Потому что неудобно отказать. Неудобно сказать "нет". И этим активно пользуются те, кто умеет просить и настоять на своем. Им удобно во всех смыслах. Удобно, потому что не нужно заказывать такси, платить за гостиницу. Неудобно оказывается вам. Сначала неудобно отказать, а потом неудобно работать сверхурочно.
Хотите ли вы и дальше быть удобным для другим и неудобным для себя? Ваш выбор. Ваша жизнь. Отказывать трудно только сначала. Потому что все уже привыкли к вашей безотказности. Отказав кому-то пару раз, третий раз вы легко это сделаете. А в четвертый и просить не будут. Найдут другого безотказного.
Я делаю то, что должно. Соня.
История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены, от клиентов получено согласие на описание случая.
– Знаете, я совсем не умею отказывать. И этим пользуются все. Мужчины, друзья, знакомые и даже малознакомые люди.
Соня живет в большом курортном городе и каждое лето она весь сезон принимает у себя родственников, знакомых и даже порой знакомых знакомых. Конечно, ее все благодарят, иногда зовут к себе. Но Соня очень устает от того, что пять месяцев в году в ее трехкомнатной квартире кто-то живет. Родственники особенно не стесняются, ведь Соня не замужем. Она старается быть хорошей гостеприимной хозяйкой. Но радости ей это не доставляет.
Соня обратилась за помощью. Она хочет научиться отказывать. Но и боится этого. Боится осуждения родственников, которые, конечно же, привыкли отдыхать на море.
Интересно, а Соня безотказна только в том, что касается ее квартиры? Или в других сферах есть та же проблема? Оказалось, что проблема касается буквально всех сфер. Если в магазине Соне дают не тот сорт колбасы, который она просила, она берет то, что дали. Ей проще промолчать, чем попросить поменять. Если в столовой на работе кто-то попросится встать перед ней, она всегда молча кивает, хотя недовольна. Обеденный перерыв не такой уж продолжительный и не хочется тратить лишние пять минут на стояние в очереди. Она не может отказать, если коллега просит подвезти его домой, даже если Соне не по пути, она молча соглашается.
Сразу виден один паттерн поведения Сони – молчаливое согласие. Похоже, основная проблема именно в том, что Соне сложно взаимодействовать с другими людьми, если только она не соглашается с ними. Всегда ли так было? Всегда ли Соня предпочитала соглашаться, уступать, даже если это происходит во вред себе? Оказалось, что да. Соня
вспоминает, что с детства мама говорила, что нельзя быть эгоисткой, нужно всегда всем помогать.
У мамы был образ "хорошей девочки", о которой она всегда говорила Соне. Эта девочка была идеальной: она всем помогала, она была добрая и послушная. И частенько мама заставляла Соню быть альтруистичной. Если какая-нибудь гостья начинала с удовольствием играть Сониной игрушкой, мама обычно просила Соню подарить игрушку. Если Соня соглашалась, мама ее хвалила, а если Соня отказывалась, то мама стыдила ее и все равно отдавала игрушку другому ребенку, при этому ругая Соню.
Так и жили. Все лето принимали гостей из разных городов, отдавая им свою спальню. Мама и Соня нередко спали на полу, желая с максимальным комфортом разместить гостей. Мама всегда готова была помогать всем. И у нее не хватало времени на свою семью. Отец Сони ушел из семьи, когда Соне было пять лет. Не выдержал того, что дом был, как он сказал, "постоялым двором". Мать назвала его эгоистом, который думает только о своем комфорте и вычеркнула его из жизни. Только алименты, которые приходили на сберегательную книжку ежемесячно, напоминали об отце. Сам он иногда звонил Соне, но если трубку брала мать, то она не звала Соню к аппарату.
Соня начинает дрожать и тихо плакать, когда говорит об этом. Она говорит, что мама всегда жила для других и совсем не заботилась о себе. Но к концу жизни стала очень деспотична, требовала внимания, постоянного ухода, говорила, что она всю жизнь о ней заботилась и теперь Соня должна заботиться о ней. Соне пришлось даже на несколько месяцев оставить работу, чтобы ухаживать за мамой. В то лето гости не приезжали... Но после смерти мамы все вернулось на круги своя. Снова полный дом гостей и ... Соня вдруг начинает говорить о том, что ее жизнь похожа на мамину. Мама отчасти из-за своей безотказности не смогла наладить отношения с отцом. Нечто похожее и у Сони. У нее просто нет времени встречаться с мужчинами. Она всегда занята решением проблем других людей.
Соня начинает думать о своей жизни, о жизни мамы, о сходстве и различиях. И в голову приходят важные мысли. У мамы всегда хватало времени и сил на других людей, но всегда не хватало на самых близких. Как будто все остальные были важнее Сони. И это очень обидно. А у Сони так вышло, что и нет этих самых близких: мама умерла, братьев и сестер нет, мужа и детей тоже нет. Соня отчетливо понимает, что она не хочет прожить свою жизнь так же, как мама. Она хочет заботиться не только о других, но и о себе. Она хочет научиться отказывать.
Научилась ли Соня отказывать? Конечно. Но не за одну встречу. На это потребовалось некоторое время. Было много всего и нелегко было все это пережить. Было много обиды и возмущения от тех, кто привык, что к Соне всегда можно обратиться. Но Соня научилась заботиться о себе, научилась перестать заботиться о других в ущерб себе. Соня вздохнула свободно. Начала жить. И еще Соня поняла, что как минимум один близкий человек у нее есть – это отец.
(с) Юлия Гусева, психолог