- Знаете, я, конечно, хотела записать к вам сына. Я очень долго собиралась: то его записать, то самой прийти, то вместе. Сыну предлагала сходить к психологу неоднократно. Но он не готов, сказал, что пока ему нечего обсуждать с психологом, но он будет иметь ввиду это предложение. Еще я книжки какие-то читала, думала. И в целом поняла, что мне нужно прийти, а потом...
Нина замолкает на полуслове.
- А потом уже, может быть, прийти вместе с ним.
- Вы беспокоитесь о сыне.
- Да, - очень быстро и энергично отвечает Нина. Очень беспокоюсь.
- Что с ним не так?
- О, - Нина почти задыхается, - с ним, на самом деле, вроде все так. Он хороший, здоровый парень, неглупый. Но учится из рук вон плохо. Не глупый, интересы есть, но отметки – хуже некуда. Он в выпускном классе и я очень боюсь, что он завалит экзамены и никуда не поступит.
- И что будет?
- Не поступит в институт.
- Давайте попробуем обсудить этот возможный исход события. Опишите, пожалуйста, что именно произойдет.
- Кошмар произойдет. Он никуда не поступит.
- Вообще никуда?
- Ну, пойдет в колледж.
- И что будет тогда?
- Тогда он будет учиться в колледже.
- Что в этом ужасного?
- Да ничего наверно. Просто хочется, чтобы поступил, чтобы не совершал ошибок, которые многие совершали. Ведь проще сразу в вуз поступить. А если совсем все завалит, не сдаст экзамены и даже в колледж не поступит? Что тогда?
- Что тогда?
- Работать надо будет идти или в армию заберут.
- Это как для вас?
- Да ничего хорошего, наверно. Но и не ужасно. Работа вроде бы есть, рабочие специальности востребованы, можно всегда устроиться. Если захочет, будет заниматься и получит образование. Мы готовы помочь с репетиторами. Если не захочет – это его выбор. Армия, конечно, не то место, где я бы хотела видеть сына. Но опять же, есть вариант альтернативной службы. Я знаю ребят, которые проходят у нас в больнице альтернативную службу, работают санитарами. Тяжелая работа, но для общества полезная, многому учит молодых ребят: как взаимодействовать с людьми, доброте учит, эмпатии.
- Такие у вас чувства к молодым людям, которые работают на рабочих специальностях?
- Хорошие. Работают, не бездельничают.
- А к ребятам, которые в вашей больнице проходят альтернативную службу?
- Уважение, они классные.
- А к сыну?
- А на сына злюсь.
- Опишите свою злость.
- Злость – она такая большая, темная, все застилает.
- А что именно застилает злость?
- Я думаю, она застилает хорошие качества сына. Как будто бы я их не вижу, а вижу только его плохие отметки. За злостью я как будто бы человека не вижу. А еще темная злость как-то связана со стыдом. Мне стыдно, что мой сын плохо учится, как будто бы я плохая мать.
- Поговорите немного про свой стыд.
- Вообще-то это стыдно, - смеется Нина. – Но я попробую. Да, мне стыдно, что сын плохо учится. Стыдно об этом говорить.
- А сейчас стыдно?
- Стыдно, но когда я говорю, то становится менее стыдно. Так вот. Этот стыд сейчас внутри меня гуляет и застилает мне все. Я, кажется, много поняла сейчас. Сын своим поведением как будто учит меня не стыдиться его. Ведь я нормально отношусь к ребятам, которые как раз не поступили, работают и готовятся поступать. Я даже с уважением к ним отношусь.
- Если бы ваш сын был сейчас здесь. Что бы вы могли ему сказать?
- Я люблю тебя. Ты такой как есть. Твой выбор – это твой выбор. Я не стыжусь тебя. Ты имеешь право на свой опыт, на свои ошибки. Я готова поддержать тебя, но я не должна заставить тебя жить своим умом.
После этого Нина глубоко вздыхает.
- Как вы сейчас?
- Сильно лучше, чем тогда, когда только пришла. Намного лучше. Я как будто отделила сына от себя и разрешила ему в своей голове быть отдельным человеком, принимать решения, делать ошибки и все такое.
(с) Юлия Гусева, психолог