- Мне жутко тяжело жить в моей ничтожности, - так начал Артём одну из наших встреч.
До этого мы уже обсуждали ряд проблем Артёма и часто он сетовал на свою несостоятельность. Формальных признаков нестоятельности не было: мужчина имел приличное образование, работал на достаточно хорошей работе, имел семью. Но что такое реальность, если сам человек считает себя неудачником, ничтожным человеком?
Думаю, что если Артем хоть кому-то говорил о своих переживаниях, то он непременно сталкивался с непониманием. Возможно, что ему даже частенько говорили о том. Что это все глупости и чепуха. Но обычно метод убеждения в таких случаях не работает. Человек все отлично понимает, но чувствует он иначе.
- Артём, а в чём проявляется ваша ничтожность?
- Понимаете. От меня ничего не зависит. Я бьюсь как рыба об лёд.
- Какая яркая метафора, - откликаюсь я.
Артём в терапии достаточно давно, чтобы не обсуждать ситуации, а переходить к экспериментам. Сейчас это визуализация.
- Артём, представьте себя этой рыбой.
- Ну давайте, - откликается Артём.
Мне не нужно даже объяснять ему, что делать, он быстро включается в работу.
- Озеро. Зима. Рыбаки в толстых тулупах и валенках ловят рыбу. Сделали большие лунки и сидят, ловят. Я здоровая такая рыба. Схватил наживку и меня поймали.
Я отмечаю для себя, что Артём называет себя «здоровой рыбой», отмечаю слова «схватил наживку» и запоминаю их. Делаю себе отметочку в памяти. Об этом мы обязательно поговорим, но не сейчас, сейчас нельзя прерывать процесс.
- Поймали как дурака и бросили на лёд. Я бьюсь, но лёд толстый.
Артём делает паузу. Это может означать, что он закончил. Но после паузы он продолжает.
- Ну вот и все. Я – рыба на льду.
Конечно, если просто домысливать слова Артема, то перспективы у рыбы незавидные. Поэтому использовать известный прием завершения ситуация не так легко. Но так Артём клиент со стажем, как говорят психологи, опытный клиент, то я решила, что это будет эффективно.
- Артём, вы завершили свой рассказ, но вы не завершили историю. Я предлагаю вам завершить.
- Хм… Я рыба на льду. Скачу как дурак по льду. Рядом еще рыбы. И побольше, и поменьше. Разные. И тут … бамс … вижу, что рядом прорубь. Я прыгаю в сторону проруби. На меня никто не обращает внимание. И … я прыгаю … прыгаю … прыгаю … И раз, я уже в воде.
- Вы спаслись. Что для вас эта история? На что это похоже в вашей жизни?
- Знаете, это совершенно не стыкуется с тем, с чего я начал нашу сегодняшнюю встречу. Я начал с того, что я ничтожен, что от меня ничего не зависит, что я бьюсь как рыба об лёд. А потом, когда я закончил историю, я понял другое. От меня зависит не так уж много в мире, но от меня зависит много из того, что происходит со мной. Я как больной скакал по этому льду. Больно. Холодно. Мне кажется, что я ободрал чешуйки, когда прыгал и скользил. Но я справился. И я не помог остальным. Вот тут моя ограниченность – рук нет, чтобы помочь. Получается, другая рыба должны была сама захотеть и тоже прыгать. А я не мог ее спихнуть в воду.
- А еще вы попались на крючок.
- Чёрт! – эмоционально крикнул Артём. – Точно! Это про меня. Я вечно доверчиво попадаюсь на крючок… Как идиот глотаю наживку. Я неосмотрителен. За червяком не вижу крючка. Я уже много раз так глупо попадался… Да. Это похоже на меня.
- Давайте подведем итоги нашей встречи. Что для вас было сегодня важного?
- Образ рыбы для меня оказался важным. Я почувствовал себя этой рыбой и это оказалось мне хорошо и полезно. Я почувствовал, что я не ничтожество. Я многое могу. От меня немало зависит того, что происходит в моей жизни. Но в жизни других – они хозяева. Спасибо, это было важно. Я запомнил эту рыбу, у меня картинка перед глазами стоит.
(с) Юлия Гусева, психолог