С Анастасией мы начали работать над важной темой. Хотя, согласитесь, глупое начало для статьи. Не бывает важных и неважных тем в терапии. Если клиент говорит о чем-то, то это очень важно.
Анастасия сначала рассказала о себе. Рассказывала она довольно долго. Она подробно рассказала и о своей семье, и о своей работе, и о своих увлечениях. Это как-то сразу бросилось в глаза. Важно обращать внимание на то, что цепляет. Именно эта подробность меня зацепила. Но еще больше зацепило многократное употребление местоимения «Я». Нам, психологам, не угодишь. Если клиент, скажем, говорит: «Когда ты думаешь, что..» или «Когда ты делаешь человеку добро, а он…», то я, конечно же, уточняю у него, о ком именно он говорит и выяснив, что о себе. Прошу переформулировать предложение, начать говорить от первого лица. А вот здесь иная ситуация. Этого «Я» было как-то многовато. Зашкаливало даже, честно говоря. Я отметила для себя это «Я» и стала слушать дальше.
Анастасия буквально отмахнулась от моего вопроса о том, что она бы хотела получить от нашей встречи. Мол, решить проблемы надо. Но сейчас не об этом. И продолжила свой монолог. В какой-то момент Анастасия дошла до темы о том, как она любит делать подарки и как часто дарит подарки всем окружающим. Она рассказала о том, что дарит подарки всем сотрудникам на все праздники, соседям, близким знакомым и совсем не близким.
Маленькое отступление. Вставить слово в молоног Анастасии было практически невозможно. Чтобы что-то спросить, я должны была бы перебить её. Этого делать не хотелось. Перебить клиента, конечно, можно. Но смысл есть в этом тогда, когда понимаешь, зачем это нужно. Сейчас такой надобности я не видела. Поэтому я просто слушала. А Анастасия рассказывала и рассказывала. Я перенесла фокус внимания на себя. Это важно, отслеживать в работе свои ощущения и чувства, желания и потребности. Я поняла, что начинаю медленно уставать. Медленно, но верно. Так я сформулировала свою усталость. Интересно, правда? С чем же связана моя усталость? А Анастасия все говорила и говорила о том, что она много сил отдает на то, чтобы выбрать подарок, который будет по душе получателю, что очень старается сделать приятно.
- А что же они? – неожиданно спрашиваю я.
- Они? А они неблагодарные. Скажут сухо спасибо и все.
- А какой реакции вам бы хотелось?
- Мне бы хотелось радость их видеть. Ведь я так стараюсь.
И вот тут я, кажется. ловлю свою усталость за хвост. Я устала от монолога Анастасии с её «Я». Может быть, другие чувствуют то же. Усталость это ведь про что? Это про то, что хочется отстраниться. Устаешь от чтения, откладываешь книгу. Устаешь от уборки – прекращаешь убираться. Устаешь от общения – заканчиваешь взаимодействие на какое-то время.
- А для чего вы делаете подарки?
- Как для чего? Я люблю людям радость доставлять.
- Но я слышу, что как будто бы они недостаточно радуются.
Анастасия смотрит на меня с непониманием.
Я не пытаюсь ничего объяснять. Возможно, что то, что чувствую и думаю я, совершенно не то, что переживает моя клиентка.
- Анастасия, - говорю я, а давайте проведем небольшой эксперимент.
Анастасия вопросительно смотрит. Мне нужно пояснить.
- Я буду на вашем месте, буду дарить подарок. А будете играть роль получателя подарка.
- Давайте попробуем, - соглашается Анастасия.
Мы выбираем подарок и я дарю его.
- Вау, как как неожиданно! Как приятно! – радуется Анастасия, - Как вы угадали. Я именно такое и люблю, Вот просто так мило с вашей стороны.
Потом мы меняемся ролями и я также восторженно благодарю Анастасию за «подарок». Анастасия улыбается. Ей приятно.
- Что вы сейчас чувствуете, Анастасия?
- Мне так приятно. Я старалась, готовила подарок и вот ... Подарок пришелся по душе.
- Анастасия, а для кого вы делаете подарки?
- Ну я же вам сказала. Я делаю подарки всем: родным, друзьям, знакомым, коллегам.
- Анастасия, я повторю свой вопрос. Я спросила не кому вы делаете подарки, а для кого вы делаете подарки?
- Для кого? Я их назвала.
- Я вижу, это непростой вопрос. Я задам еще один. Для ЧЕГО вы делаете подарки?
Слово «чего» я выделяю интонационно.
- Для того, чтобы порадовать.
- Кого?
- Ну тех, кому я делаю подарки.
- А вы очень любите получать подарки?
- Я? Да нет, не особо. Мне больше нравится дарить, смотреть, как человек радуется.
- Вам нравится дарить подарки, так как вам нравится наблюдать как получатель радуется.
- Ну да.
- Так тогда для КОГО и для ЧЕГО вы делаете подарки?
Анастасия разозлилась.
- Вы хотите сказать, что я делаю подарки, чтобы самой радоваться? – почти кричит она.
- Это то, что сейчас сказали вы. Попробуйте сказать себе эти слова несколько раз. Повторите их. Что вы чувствуете?
Анастасия повторяет раз за разом.
- Я делаю подарки, чтобы самой радоваться, я делаю подарки, чтобы самой радоваться, я делаю подарки, чтобы самой радоваться я делаю подарки, чтобы самой радоваться …
Анастасия неожиданно останавливается и шепотом говорит.
- Я делаю подарки, чтобы меня хвалили. Я хочу быть хорошей. Хорошей для всех. И я отдаю, отдаю, чтобы получить что-то взамен. Благодарность, любовь. Чтобы знать, что я хорошая. И да, я получаю эту благодарность. Но мне ее мало, поэтому я заваливаю всех подарками. Да что там лукавить. Я все деньги трачу на подарки. Чем больше отдам, тем больше шансов, что что-то получу. Ну и, если честно, я сама себя чувствую такой классной щедрой дарительницей.
Анастасия плачет.
- В прошлый Новый Год я пришла на работу веселая такая, всех поздравила. И потом за обедом сказала весело, что все деньги на подарки потратила и даже немного по кредитке оплатила. На меня так странно все посмотрели.
Анастасия помолчала и продолжила.
- Мне всегда казалось, что я такая хорошая, что у меня всегда другие на первом месте. А сейчас я понимаю, что на первом месте у меня я сама. Только в каком-то извращенном варианте. Я себя люблю, когда я что-то делаю другим и они меня хвалят…
Конечно, это не окончание работы с Анастасией. Это только начало. Потому что в самом начале работы вскрылась ее уязвимость, зависимость ее самооценки от других людей, их одобрения. Анастасии не хватало устойчивости, того самого внутреннего стержня, на который можно опираться. Ей не хватало опоры внутри себя и она искала ее в других людях, через подарки.
Дальше мы работали с самооценкой, с принятием себя, с любовью к себе. Анастасии было важно найти себя. Почувствовать свою ценность вне контекста связи с другими людьми. Но это уже другая история.
(c) Юлия Гусева, психолог