Зарина – молодая женщина. Её скорее назовешь девушкой. Она долго не решается начать разговор, тяжело вздыхает, хмурится. Такое вообще часто бывает, когда человек впервые обращается к психологу. Потом начинает рассказывать о себе, о своих отношениях с женихом. И, наконец, собравшись духом, начинает говорить.
- Мы планируем свадьбу и вот так получилось, что я беременна. – Зарина делает паузу и повторяет фразу. - Мы планируем свадьбу и вот так получилось, что я беременна. Это очень неожиданно для меня. И для моего жениха.
- Вы пришли одна на эту встречу.
- Да. Одна. Он не знает, что я пришла. Я ему рассказала. Мы обсудили ситуацию и он за то, чтобы оставить ребенка. Говорит, что мы планировали малыша, что никакой разницы нет, годом раньше он появится или годом позже. И я поняла, что дело во мне. Со мной что-то сейчас. И сначала я должна разобраться, что со мной, что я хочу, а потом уже дальше вместе обсуждать с ним, что делать.
- Понимаю вас. Вы хотите разобраться, хотите ли вы оставить этого ребенка или нет.
- Ну вроде того, - отвечает Зарина. – А вы как бы поступили? – спрашивает Зарина.
- Зарина, а зачем вам знать как поступила бы я?
Такие моменты очень опасны в терапии. Потому что нужно сразу отследить запрос на совет и не дать себе возможность реализовать этот запрос. Я бы сказала, тут есть ловушка для психолога. Потому что в ответ на этот вопрос можно сказать немного о себе. И если в этом случае психолог осознанно использует прием, который имеет название «селективное самораскрытие». Суть этого приема в том, что психолог в рамках терапии рассказывает что-то о себе. Искренне, честно, но, конечно, дозированно. То есть, это не значит, что сессия превращается в монолог психолога о своих делах, событиях, переживаниях. Это значит, что психолог рассказывает то, что может быть, по его мнению, именно сейчас полезно для клиента.
В этой ситуации я четко понимаю, что если я буду говорить сейчас о том, как поступила бы я, я обязательно обозначу свою позицию и тем самым направлю клиентку по тому пути, который скорее близок мне. Естественно, такой вариант не является приемлемым.
- Зачем мне знать, как поступили бы вы? Ну чтобы знать, как другие люди поступают.
- Понимаю. Действительно, иногда полезно знать, как поступили бы другие люди. Как вы думаете, как бы поступили разные люди в такой ситуации?
- Ну, наверно, по-разному.
- А почему?
- Ну потому что они разные, да и жизненные ситуации у них разные.
- Тогда если я скажу как поступила бы я в своей ситуации, то будет ли эта информация ценной для вас?
- Эх, наверно, нет. Ведь ваша ситуация – это ваша ситуация. Моя – это моя.
Зарина помолчала.
- Кажется, я понимаю. Вы клоните к тому, что ответственность моя должна быть. А если я прошу у вас сказать свое мнение, то я как будто совета прошу и тогда можно будет потом сказать, мол, мне психолог сказала, вот я так и сделала. Ну да, ответственность так легко переложить. Я на самом деле всё отлично понимаю про мою ответственность. Про то, что я не должна её перекладывать на других.
- Тогда давайте разбираться, что же хотите вы. Что вы почувствовали в том момент, когда узнали о беременности?
- Паника, ужас, страх.
- А сейчас?
- Тоже страх.
- Вам прямо сейчас страшно?
- Да.
- Попробуйте прислушаться и приглядеться к своему страху. Какой он? Опишите его.
- Он большой и чёрный. Как черная дыра.
- Большой и черный как черная дыра. А что для вас чёрная дыра?
- Чёрная дыра – это про физику. - Зарина смеется. Я вот ляпнула, я сама и не знаю, что сказала. Я в физике «дуб-дубом».
- Чёрная дыра – это про физику, которую вы плохо знаете. Так про что же для вас эта чёрная дыра.
- Это неизвестность. Это то, в чём я совершенно не разбираюсь.
- Так. В физике вы совершенно не разбираетесь. В черных дырах тоже. И страх. В чем еще не разбираетесь?
- В детях не разбираюсь, - выпаливает Зарина.
- И поэтому…
- Страшно, - так же быстро говорит девушка.
- Так чего страшно-то?
- Страшно неизвестность. Страшно, что с ним маленьким делать. Справлюсь ли я – страшно.
- Понимаю вас. Новое часто страшно.
Дальше мы работаем со страхом Зарины, разбираем, что именно ей страшно. Её страхи – нормальные страхи молодой женщины, которые связаны с отсутствием опыта, знаний.
Что мы делаем? Сначала мы составляем список страхов. Получается немало, если честно. И дальше мы обсуждаем, с чем связан этот страх и что можно сделать. Почему так просто? Ведь обычно работа со страхами строится немного иначе. Дело в том, что страхи Зарины происходят от незнания. Соответственно, если получить знание, то страх уменьшается. Проведем аналогию. Древний человек панически боялся молнии и наделял её магической силой. Чтобы как-то объяснить это явление, человек придумал, что молния – это гнев богов. Но как только человек получил знания об электричестве, то страх молнии практически пропал у большинства людей.
Так и у Зарины. Как только она стала получать информацию, которой раньше не владела, ее тревога начала уменьшаться. Например, Зарина очень боялась того, что не заметит какие-то проблемы у новорожденного. И такая простая информация о том, что на дому малыша будет посещать патронажная сестра и врач, оказалась значимой.
Мы составили целый план действий. Там было и посещение врача-гинеколога, и покупка книг (мы составили целый список), и другое.
В процессе работы паника ушла. Тревога, которая была похожа на необъятную черную дыру, сменилась сначала вполне конкретными страхами и опасениями. А уж потом мы вместе с Зариной прояснили каждый страх и разобрались, что нужно, чтобы этот страх ушел.
(с) Юлия Гусева, психолог