история из практики...
Шестилетнего Руслана на прием привела мама. Проблема довольно распространенная – страхи. Руслан боялся засыпать один в комнате, так как ему постоянно виделись чудища и монстры то за окном, то под кроватью, то в узорах картины, висевшей на стене.
Как обычно происходит консультация в таких случаях? Психолог собирает анамнез. То есть, спрашивает клиентов о жизни, о ситуации в семье, о конфликтах, о том, когда появились страхи и т.д. Выяснилось, что страхи разнообразных существ появились у Руслана примерно в четыре года, он иногда говорил, что под кроватью кто-то скребется или что волк может проникнуть в дом. Но эти разговоры не слишком беспокоили Руслана. А вот сильные страхи появились не так давно, буквально несколько месяцев назад. Руслан панически боится оставаться один, часто плачет, стал грызть ногти и кусать губы.
Можно было бы предположить, что как раз в этот период произошло что-то серьезное, какая-то травмирующая ситуация. Но, как сказала мама, никаких изменений в их жизни не было. Бывает, что травмирующая ситуация не кажется с вижу опасной. Мало того, она может быть даже позитивной для взрослых. Например, переезд. Ничего такого мама не вспомнила.
Мы начали работать с Русланом. Познакомились, поиграли, наладили контакт. Пришло время говорить о страхах. И дальше произошло что-то не совсем обычное. Когда я попросила Руслана описать монстра, то он поднял глаза вверх и начал описывать. В этом описании было что-то непривычное. Руслан как будто вспоминал образ, который видел, скажем, на экране телевизора или в книге. Дело в том, что образ, который является продуктом фантазии ребенка более аморфный, нечеткий в деталях. Ведь монстр – образ воображения человека. А образы представлений и воображения не возникают сразу четкими. Ну, например, если я предложу вам представить, скажем яблоко, то сначала возникнет что-то округлое, потом это представление окрасится, яблоко станет желтым или красным и постепенно образ будет становиться четче. Может быть, вы представите яблоко на тарелке, а, возможно, на дереве. Оно будет маленьким или большим и так далее. Но в любом случае сначала образ будет довольно нечетким.
А Руслан бойко описывал монстра, наделяя его острыми клыками, рогами, когтями. В общем, уже в моей голове появлялось, действительно, довольно страшное существо.
- Ты так здорово описываешь монстра, как будто бы ты видел его на самом деле, - говорю я.
- Так я и видел, - уверенно отвечает Руслан.
Вот это уже совершенно неожиданный поворот. Одно дело бояться шорохов и монстров, которые могут вылезти из под кровати, другое дело – действительно видеть монстров и быть настолько в этом уверенным как Руслан. Это уже ситуация, которая скорее относится к тревожащей
- А где ты их видел, Руслан? - осторожно спрашиваю я.
- Папа мне рисовал, - уверенно говорит Руслан.
Начинаем разбираться. Оказывается, что когда Руслан стал рассказывать о своих страхах, то папа начал расспрашивать его о монстрах и рисовал их. Происходило это примерно так.
- Ну рассказывай, кого ты боишься, сынок.
- Монстра.
- А как он выглядит?
- Э большой, мохнатый.
- С клыками?
- Ну да, с клыками.
Папа брал карандаш и сразу же под его рукой вырисовывался ужасный мохнатый монстр с огромными клыками, рогами, когтями.
Выяснилось, что Руслан с папой довольно часто рисовали монстра. Точнее, это происходило тогда, когда папа укладывал Руслана спать. То есть, перед сном Руслан видел монстра не просто в своем воображении, но и материализовавшегося на бумаге… То есть, Руслан стал бояться вполне конкретного монстра, которого ему нарисовал папа. Этот монстр материализовался в его памяти и каждый раз, вспоминая это мохнатое чудище, Руслан, конечно же, не хотел оставаться один.
Уже потом, на встрече, на которую я пригласила родителей, ситуация стала более понятной. Папа Руслана считал, что довольно глупо платить психологу за то, что можно сделать самим. Он открыл интернет и выяснил, что психологи, работая со страхами, рисуют им и это помогает детям справиться со страхами. Ну что ж, задача не показалась папе сложной. Мало того, он решил, что разобраться со страхами – это дело «проще пареной репы» и начал рисовать сыну монстров. Жене он ничего не сказал, хотел сделать сюрприз. Правда, через некоторое время страхи усилились, но папа не придал этому значения и уж тем более не подумал, что в этом есть и его вклад. После этого мама, уже тайком от папы, и привела Руслана ко мне.
Что же получилось? Давайте разберемся. Дело в том, что детские страхи, если они, конечно, плод фантазии ребенка – это страхи не оформленные визуально, они не очень конкретные. И на консультациях психолог с ребенком не просто рисуют страхи, они выводят все страхи наружу, высвобождая агрессивную энергию, напряжение, страх, тревогу ребенка. Не буду вдаваться в подробности, но рисовать страх – это только маленькая часть работы. Ну все равно как если вы при поломке машины постучите по колесам и откроете капот. Вроде бы что-то сделали, но результата нет. Правда, в данном случае, результат был, только не тот, которого ожидал папа.
Папа был в смущении, мама в ярости. Но сейчас, конечно, не о семейном конфликте. Сейчас мы про Руслана.
Ну а мы с Русланом продолжили нашу работу. За два месяца мы разобрались со страхами с Руслан перестал бояться заходить в комнату, перестал бояться оставаться в помещении один и даже стал самостоятельно засыпать.
(c) Ю.Гусева, психолог