Что такое вторичная выгодна? Это очень интересный психологический феномен. Он проявляется в тех случаях, когда что-то мешает человеку получить желаемое. Точнее, не удается получить что-то важное, значимое обычным путем. И тогда ситуация устраивается так, что человек начинает получать желаемое более сложным путем, иногда через какие-то трудности, страдания, лишения.
Например, нередко дети и взрослые получают вторичную выгоду от болезни. Какая же вторичная выгода от болезни? Например, легитимный отдых, забота близких, вкусняшки, возможность наконец-то заняться любимым делом. Пожалуй, заболевания – самая часто обсуждаемая вторичная выгода. Но бывают и другие. Так, вторичной выгодой ребенка, который плохо себя ведет или получает плохие отметки, может стать внимание родителей. К сожалению, если ситуация такова, то когда ребенок нормально учится и не имеет проблем в школе, родители мало внимания обращают на него, то один из способов получить внимание это изменить в худшую сторону поведение или отметки. Вторичной выгодой партнера от ссоры может быть отказ от какого-то мероприятия, на которое он не хотел идти. Просто так отказаться идти в гости или в театр как будто бы нельзя, а после ссоры, скандала можно с возмущением крикнуть: «Да пошли вы все!» и уйти в свою комнату, отказавшись идти туда, куда запланировали.
Если вы хотите понять, характерно ли для вас поведение, за счет которого вы получаете вторичную выгоду, просто отследите какие-то повторяющиеся ситуации в вашей жизни и задайте себе вопрос: «А какую выгоду я получаю от этой ситуации?».
Мои близкие мне не помогают. Дарина.
Дарина пришла на консультацию с запросом, который был вполне сформулирован. Она хотела изменить отношение близких к себе. Конечно, этот запрос является совершенно нереалистичным в той формулировке, которую обозначила Дарина. Но ведь и это может стеть предметом обсуждения.
Проблема женщины заключалось в том, что она чувствовала себя очень плохо от того, что у нее не было ни минутки свободного времени. Близкие совершенно не помогали ей по хозяйству. Все домашние дела были обязанностями Дарины: стирка, уборка, приготовление пищи, уход за питомцами. Домочадцы совершенно не принимали участия в бытовых делах.
Чего же хотела Дарина от встречи с психологом? На прямой вопрос она ответила так.
- Я хочу, чтобы мне помогали.
- Как вы думаете, каким образом мы с вами можем изменить ситуацию таким образом, чтобы ваши домочадцы стали вам помогать?
- Не знаю, вы же психолог, - говорит Дарина. – Ну, конечно, я понимаю, что мы не можем вот прямо вот так взять и изменить моих близких по моему желанию. Но что-то же мы можем сделать, да?
- А что мы с вами можем?
- Ну… Я думаю, для начала нам нужно как-то рассмотреть сложившуюся ситуацию с разных сторон.
- Хорошая идея. Попробуйте представить свой дом. Посмотрите на то, что в доме происходит как бы сверху. И опишите ситуацию не от первого лица, вы всего лишь такой же персонаж истории как и другие члены семьи. Опишите ситуацию со стороны.
- Так. Я прихожу домой. Нет. Не так. Не я. Дом. Все что-то делают, жизнь кипит. Никита играет, вместо того, чтобы делать уроки, Даша поела и оставила все на столе. Дарина открывает дверь ключом и натыкается на барахло, лежащее на полу. Это дети раскидали ботинки и куртки. Она злится, ругается и начинает развешивать куртки, берет в руки ботинки – они грязные. Ничего не поделать, придется мыть ботинки. Идет в ванную мыть ботику. Потом идет на кухню. Хочет поесть и попить чай. Блин. Грязная посуда на столе. Противно сесть за стол. Начинает убирать, пока не станет чисто. Это долго. Нужно убрать грязную посуду, все расставить по местам. Теперь можно перекусить. Она ест и почти плачет. Понимает, что еще куча дел и она просто ничего не успеет сегодня. Все время уйдет на уборку.
- А что Дарина не успеет?
- Ну как что. Что-то для себя, ну там хобби какое-то.
- А что конкретно она хочет сделать?
- Что-то для себя, что-то интересное.
- Да, важно делать что-то для себя. Что именно Дарина хочет сделать?
- Нууу. Что-то.
- Дарина, давайте пока остановимся в нашем эксперименте. Возможно, мы продолжим чуть позже, но сейчас мне хочется обратить ваше внимание на то, что я трижды задала вам вопрос о том, что Дарина, то есть вы, хотите сделать. Но я задала не абстрактный вопрос, а вполне конкретный. Скажите, на что конкретно вам не хватает времени из-за того, что домашние вам не помогают?
Дарина молчит.
- Дарина, что вы сейчас чувствуете?
- Юлия, я в полной растерянности. Я не знаю, что я могла бы делать. Не знаю, что я бы хотела делать.
- Дарина, отлично. Это то, что вы не знаете. А чувствуете вы что?
- Я чувствую растерянность. Пустота какая-то. Недоумение. Плакать хочется.
- От чего плакать хочется?
- От того, что я не знаю, чего хочу.
- Дарина, это важный момент. Давайте мы запомним, что вам хочется плакать от того, что вы не знаете, чего вы хотите и продолжим наш эксперимент. Вернитесь в то состояние и продолжите рассказывать, описывать ситуацию.
Дарина сделала несколько глубокий вдохов и выдохов. Сосредоточилась.
- Дарина перекусила. Снова убрала все. Пошла в комнату. О, боже. Игрушки раскиданы, вещи разбросаны. Нужно убираться. Дарина начинает раскладывать вещи, попутно ругает детей. Говорит им, что вчера было все то же самое. Уборка завершена и она идет готовить ужин. Приходит муж. Все ужинают и Дарина снова убирается. Дальше нужно погладить вещи на завтра, запустить стиральную машину, предварительно развесив чистое белье. Потом она идет в ванную и злится, что опять вечер прошел в рутине. В кровати она все высказывает мужу, злится, говорит. Что всю жизнь она только и делает, что всех обслуживает, а на себя у нее времени-то и нет. Дарина жалеет себя и засыпает.
- У вас здорово получилось описать все со стороны. А теперь давайте снова вернемся к вопросу о том, что же именно не получилось у Дарина сделать вечером? Что она хотела сделать?
- Я не знаю! Понимаете. Я не знаю! – Дарина уже злится. Это хорошо. Агрессия, раздражение очень помогают в работе.
- Дарина, а как можно выделить время на «то, не знаю, что»?
Пауза. Дарина молчит и глубоко дышит. Дышит с возмущением.
- Не знаю.
- Дарина, а на что это похоже? Может быть, какая-то метафора, образ?
- Это похоже на «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что».
- Отличная метафора, очень яркая. А как вы себе это представляете? Если вам дадут такое задание, что будете делать?
- Ну, буду просто стоять, бродить. Ничего толком делать не буду.
- А что будете делать?
- Буду бестолково бродить и смотреть на все подряд, думая, не «оно» ли это?
- А почему?
- Потому что я не знаю, куда мне идти и что искать.
- А если вы знаете, куда идти и что искать?
- Ну тут понятно, просто пойду и буду искать то, что нужно.
- А это «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что» как-то похоже на то, что происходит с вами вечером?
- Я не знаю.
- Что вы не знаете?
- И снова вы этот вопрос задаете. Я не знаю, что я хочу делать.
- И?
- И поэтому не делаю? Так что ли? Начинаю заниматься всякими рутинными делами, потому что не знаю конкретно, что делать? Гм… Похоже на правду. Я в принципе, теоретически хочу что-то делать, но конкретно ничего как будто бы и не хочу.
- А теперь давайте представим себе Дарина, которая знает, чем хочет заняться. Как она приходит домой? Что делает.
- Так. Дарина торопится домой. Она в возбуждении даже, она немного устала на работе, но знает, что дома ее ждет интересная книга, нет, не книга, а фильм. Нет, все-таки книга. Она накануне купила книгу в книжном магазине. Так вот. Дарина заходит в дом. Видит раскиданные вещи. Ну что ж. Дети привыкли, что Дарина всегда убирает. Сегодня иначе. Она раздевается, быстро моет руки, делает себе чай и идет в комнату. Устраивается с чаем и книгой на кресле. И читает. Читает долго. Часа два. Пока не приходит муж. Голодный. Но еды нет. И они вместе готовят ужин, разговаривают и ложатся спать. Утром дети с удивлением разгребают свои вещи, надевают грязную обувь.
- Дарина, очень разные получились истории. Очень наглядные. Что вы сейчас чувствуете?
- Прилив энергии. Желание что-то делать. И не просто «что-то», а конкретную книгу прочесть или ... пока не придумала. Это мне будет задание.
- Какой вы вывод делаете из этих историй?
- Я уже говорила, но скажу еще раз. Когда я не знаю, что я хочу, то я занимаюсь всем этим, да еще и ругаюсь. Как будто бы мне нужно сначала все дела переделать, а потом я сяду и буду придумывать дело для себя. Но до этого не доходит.
- Как вы думаете, что вы получаете какую выгоду от того, что ничего не делаете для себя?
- Это грустно, но я легитимно могу всех ругать, а себя жалеть. А если я сделаю как во втором рассказе, то и пожалеть себя не получится.
Дарина смеется.
- Это правда. Не получится. А что получится?
- Получится о себе заботиться, что-то для себя делать. В общем, я разучилась хотеть. Мне нужно сначала захотеть, а потом уже выделять время. А не сначала стараться переделать все дела, рассчитывая, что потом я смогу что-то делать, что хочу.
- Дарина, давайте вернемся к началу встречи. Что вы хотели получить в результате?
- Ну, чтобы мне помогали.
- Этого точно мы не достигли.
- Согласна. Но я понимала, что изменить других, сделать так, чтобы они делали то, что нравится мне, сложно, если не сказать нереально. Но я пересмотрела ситуацию. Это мне важнее.
(с) Гусева Юлия, психолог