Интроекты – что это такое?
Интроекты – это такие послания, которые дают нам другие люди. В детстве мы получаем их от родителей и педагогов, потом подключаются другие: соседи, друзья, телевидение, интернет, религия. Например, мы узнаем, что «мальчики не плачут», «хорошие девочки не перечат бабушке», «нужно всем помогать», «нужно съедать все, что тебе дали» и т.д. Интроекты – это послания, которые даются нам как данность, часто мы не понимаем, почему должно быть именно так. Эго готовые аксиомы.
Эти послания не всегда вредны, например, такой интроект как «нужно мыть руки перед едой» вполне полезен. Но беда в том, что часть посланий становится нашей сущностью без «переваривания», без осмысления. Так, если родители говорили вам: «Важно знать английский язык», давая адекватные объяснения, почему это важно, то вы приняли это послание, согласились с ним внутренне. В этом случае данный интроект стал вашей сущностью и не мешает вам жить. А если, скажем, родители всегда говорили: «Нужно учиться на одни «пятерки» и вы безоговорочно приняли это послание, то, возможно, теперь вы страдаете от собственного перфекционизма.
Что такое интроект? Это в первую очередь история про ответственность. Нравится нам или нет, но мы – авторы своей жизни. И, как авторы, мы несем ответственность за своё творение, то есть, за свою жизнь. А в случае, когда мы ориентируется на интроект, мы снимаем с себя ответственность. В определенной степени удобно, верно?
Есть ли выход из лабиринтов интроективных посланий? Конечно, есть!
Шаги такие:
- осознать, что инроект был в вас «вложен»;
- понять, кто, как и когда дал вам этот интроект;
- разобраться, чем, где и когда инроект вам помогает, чем бывает полезен;
- Понять, когда инроективное послание вам мешает, какие препятствия создает в жизни;
- осознать и принять, что данное послание – это всего лишь мнение одного или нескольких людей и на самом деле может быть не только так, как вам говорили;
- сказать себе, что это послание не властно над вами, что вы будете ему следовать тогда, когда это уместно и когда вы этого хотите;
- признать свое право делать не так, как «говорит» вам интроект.
А еще задумайтесь, какие инроекты вы вкладываете в своих детей. Полезны ли они? Или лучше отказаться от некоторых?
Теперь давайте рассмотрим несколько интроектов.
Интроект 1. «Надо (ли?) доедать все, что тебе положили»
Так говорила мама или бабушка, а может, папа или дедушка. Кто-то взрослый. И добавляли что-то про войну и про голод, про блокаду или концентрационный лагерь. А вы – такой маленький (или маленькая) сидите и слушаете про голод, которого не знали (и слаба Богу). И вам жутко стыдно за то, что вы не хотите есть этот суп, который была бы счастлива съесть тогда ваша бабушка.
Голода нет, а стыд, который был тогда, стыд остался. И вот вы во взрослой жизни доедаете. Не хотите, но доедаете.
Я хочу обратить внимание, что вас научили доедать. Вас не научили класть себе на тарелку столько, сколько вы хотите съесть. Вас не научили ощущать голод и сытость, прислушиваться к себе. Научили доедать.
И вы сейчас точно так же даете своим детям еду. Не предлагаете им положить себе самим столько, сколько нужно. Очень сложно, но важно начать меняться. Важно перед обедом понять, что и в каком количестве вы хотите съесть. И положить себе ровно столько, сколько нужно.
Доедать – это далеко не только про еду. Это про то, что другой как будто лучше вас знает, что и в каком количестве вам нужно. Это про то, что себе вы доверяете меньше, чем другому.
Хотите меняться? Записывайтесь на консультацию и вы обязательно научитесь прислушиваться к себе.
Интроект 2. «Если начал – закончи!»
Так говорил вам кто-то из взрослых, когда вы готовы были бросить начатое. Хорошее такое послание. С виду очень верное и правильное. Оно учит нас доводить дело до конца любой ценой.
Вы ненавидели свою скрипку всеми фибрами души, вы мечтали рисовать. Но нет, над вами дамокловым мечом висело «Если начал – закончи!». А когда вы получили ненавистный диплом об окончании музыкальной школы, оказалось, что в художественную школу вас уже не возьмут – поздно. И мечта о художественном училище пропала. Но зато вы закончили начатое.
А сейчас? Вы начали убираться и через некоторое время почувствовали недомогание. Надо бы прилечь. Но нет, в вашей голове звучит голос: «Если начал – закончи!». Это почти что «УМРИ, НО СДЕЛАЙ»! И вы делаете. Вы заканчиваете уборку, вы не идете на больничный, потому что должны завершить проект… Вы делаете, а потом падаете без сил, заболеваете. Но это будет потом, а сейчас главное – завершить начатое.
Почему так? Вас же учили хорошему. Учили доводить дело до конца. Да, вас учили хорошему и вам хотели добра. Но акцент в этой истории не на вас, а на деле. Дело главное, а не человек.
Вас не научили дифференцировать главное и второстепенное. Вас не научили прислушиваться с себе, к своим чувствам, желаниям, возможностям. Поэтому вы (на радость маме) закончили музыкальную школу. На третьем курсе вы поняли, что выбрали не тот институт, но надо же завершить … И вы получили диплом. Потом много лет нелюбимой работы. Уборка, которую нужно доделать, потому, что начали.
Хотите менять свою жизнь? Записывайтесь на консультацию и вы обязательно научитесь прислушиваться к себе.
Интроект 3. «Нужно сохранить семью любой ценой»
Слышали такие слова? Может быть, даже неоднократно? Очень часто молодые мужчины и женщины слышат такое послание от своих родителей. И выполняют, даже если испытывают желание расстаться с супругом.
Почему же эти люди следуют интроекту, хотя их чувства говорят им другое? Прислушаться к себе очень сложно. Мало того, существует много оттенков желаний. Что хочется на самом деле? Развестись и жить одной или одному? Строить новые отношения? Все это – новое, непонятное, страшное. И, кстати, окружающие часто осуждают, задают некорректные вопросы. А интроект – простое и понятное послание. И вот вы выбираете сохранение семьи…
Кстати, следовать интроекту это не всегда значит идти наперекор себе. Очень часто может быть и так, что ваши желания совпадают с какими-то интроективными посланиями. Важно понимать, что интроекты живут сами по себе, а вы – сами.
Интроект 4. «Уже поздно начинать»
Вам может быть двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят и вы можете услышать, что в этом возрасте уже поздно начинать заниматься рисованием или музыкой, менять профессию или место жительства. Стоп. Обернитесь назад и потом посмотрите вперед. Сколько лет вы прожили, мечтая? А сколько еще впереди?
Что вам мешает начать? То, что кто-то сказал, что поздно? А что вы говорите себе?
Интроект 5. «Детям нужен отец»
Вот такой интроект. И, вроде бы, верный.
Этот интроект часто становится причиной того, что женщина живет с мужем только ради детей.
Только важно, что детям нужен отец, а не просто человек, который живет с ними в одной квартире. Отец нужен. Но если отец не интересуется детьми, не хочет проводить с ними время, то вряд ли такой отец лучше соседа по площадке… А если отец любит своих детей, то факт, что он живет отдельно не будет препятствием для полноценного общения.
Интроект 6. «В семье все нужно делать вместе»
Это чудо, а не интроект. Мощный разрушитель молодых семей. Потому что пара, которая все и всегда делает вместе, становится единым целым. Но в этом случае слияние приводит к тому, что каждый сам по себе как будто перестает существовать…
Здоровые отношения – это такие отношения, в которых каждому из партнеров хорошо, но при этом им хорошо и отдельно друг от друга. Это отношения, в которых один партнер может встретиться с друзьями без своей половины. Кстати, само словосочетание «вторая половина» как раз про этот интроект. Половине жить не очень комфортно, правда?
Вернемся же к здоровым отношениям. Какие они? Они такие, где не обязательно все делается вместе. Где есть общий досуг, общие увлечения, общие друзья, но у каждого есть и что-то свое.
И когда один партнер отказывается от желанного досуга в виде лодочного похода потому, что второму не хочется идти в поход, то это не совсем про здоровые отношения.
Очень важно в отношениях оставаться собой и также уважать и принимать цельность и уникальность партнера. И будет вам крепкая семья!
Мы рассмотрели шесть интроектов.
В реальности их в сотни раз больше. Мешают они нам? Помогают? Вспомните те интроекты, которые «подарили» вам родители, учителя.
(c) Юлия Гусева, психолог