Представим себе человека, у которого есть сложности или проблемы, которые нельзя решить в одночасье. Или можно, но не хватает каких-то ресурсов для решения. Зависимое поведение помогает на какое-то время избавиться от проблем. Например, человек, которого одолевают тревоги относительно работы или взаимоотношений с близкими, начинает есть. Конечно, процесс поглощения пищи не поможет этому человеку наладить отношения со значимыми людьми, но те минуты (или часы), которые человек проводит за едой, он спокоен и чувствует себя прекрасно. Однако проблема не решена. И снова временным решением может стать "заедание" (или алкоголь, азартные игры и т.д.).
Итак, проблема не решается, а человек усвоил, что ему проще (спокойнее, легче), когда он, например, ест. И вот уже организм требует расслабления. И зависимое поведение - простой способ ухода от проблемы. Пусть даже на время.
Но как же понять, если ли зависимость или нет? О зависимости можно говорить тогда, когда какое-то поведение становится основным способом "решения" (а попросту избегания) проблем.
Чаще всего, когда мы говорим о зависимом поведении, в голову приходит алкоголизм и наркотическая зависимость. Но есть и другие формы зависимого поведения. Например, шопоголизм (зависимость от посещения магазинов или совершения покупок в интернете). Но есть и другие формы зависимого поведения, которые появились благодаря развитию электронных технологий. Это, например, зависимость от гаджетов, интернета.
«Бегство» в Инстаграмм. Яна и Максим.
История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены, от клиентов получено согласие на описание случая.
Яна и Максим пришли на консультацию потому, что оба были недовольны семейной жизнью. Они внесли в кабинет что-то новое, непривычное. Яна в руках держала стакан кофе из кофейни, расположенной на первом этаже бизнес центра. Не то, чтобы клиенты ни разу не приходили ко мне со стаканом кофе. Но тут было что-то другое. Что же не так? Это «не так» проявилось довольно быстро. Яна быстренько скинула пальто на руки Максиму, уселась в кресло и сделала селфи на фоне кабинета. Такое за двадцать лет практики я видела впервые. Клиенты иногда записывали на аудио свои сессии, нередко фотографировали то, что сделали в песочнице или составляли из метафорических карт. В общем, сохраняли для себя материал, который можно было потерять, а им этого не хотелось. Я обратила внимание на это селфи, но ничего не сказала, просто положила в копилочку, для понимания клиентов.
- У нас куча проблем, у нас нет нормальной жизни, - начал Максим.
- В чем это проявляется?
- Вот посмотрите, что она делает, - продолжал Максим.
Яна что-то писала в телефоне, не обращая внимания на Максима и меня. Наконец Яна закончила, отложила телефон.
- Ну что ты опять начинаешь. Дело пяти секунд. Понимаете, я веду Инстаграмм, у меня подписки, это приносит мне небольшой доход.
- Это копейки!
- Да, копейки, но и делать-то ничего не нужно.
- Но ты тратишь уйму времени на то, чтобы фоткать.
В этот момент Яна отвлекалась и посмотрела на экран.
- А это она смотрит, поставил ли ей кто-то «лайк». Я даже угадать могу, что она сейчас написала. Хотите, скажу? #наприемеупсихолога #ростунадсобой #люблюилюбима или еще какую-то ересь такого же плана.
Мы начинаем разбираться. Что же получается? Яна ведет Инстаграмм и, действительно, получает небольшой доход. Она считает Инстаграмм своей основной работой (Яна в отпуске по уходу за ребенком и ей, конечно, хочется немного зарабатывать) и старается делать эту работу как можно лучше. А что в этом случае как можно лучше? Она фотографирует каждый шаг семьи. Инстаграмм – это пошаговый отчет жизни Яны и ее домочадцев. Картинки получаются очень красивые, подписчики ставят «лайки» и все, казалось бы, хорошо. Да не совсем. Выясняется, что нормальной жизни у семьи нет.
Как мы это выяснили? Я предложила Яне рассказать про обычный день их семьи и одновременно показать иллюстрации этого дня, фото из Инстаграмма. Яна оживилась. Ей было интересно показать мне свою работу.
Яна стала рассказывать про вчерашний день, воскресенье. Первое фото – четыре детские ножки на кафеле. Красиво, умиляет. Я спросила, что было в реальности. Яна смущается, а Максим рассказывает, что Яна подняла детей с кровати, хотя они еще хотели поспать, сняла с кафеля коврик и заставила стоять на холодном полу. Дети ныли, фото не получались. Утро было кошмарное. На завтрак Яна делала яичницу в виде сердечек и не разрешала начинать есть, пока не сделает фото, дети опять ныли. Потом затеяли печь печенье. Яна художественно рассыпала муку и изюм, чтобы фото получились «естественными». После этого она занялась своими фотографиями, а дети уже сами доделывали печенье.
Фотографии и правда были красивыми. Вырисовывалась жизнь дружной семьи, которая ходит в кино и в гости, гуляет в парке и вообще прекрасна в своем союзе. В реальности все не совсем так.
- Вот тут мы в кино. Мы с детьми купили попкорн и кока-колу и сели за столик, чтобы подождать сеанса. Яна заставила нас пересесть за другой столик только потому, что там будет лучше фон для фото. Мы не можем просто одеться на прогулку, мы обязательно одеваемся так, чтобы получились красивые фото. Не дай бог осенью надеть на прогулку синюю куртку, синий ведь не гармонирует с листвой, надо надеть коричневую или красную, даже если в ней жарко или холодно. В ресторане нельзя заказать обычный американо, который я люблю, надо брать изысканный эспрессо. Пусть его дадут чайную ложку, но он будет хорошо смотреться на фоне стакана воды и вообще будет выглядеть солидно. А Яна себе возьмет какой-то безумный кофе с огромной пеной, или какой-то слоями (красиво!), хотя предпочла бы вообще какао. Но зато будет подпись #какойхарактертакойикофе и все будут писать восхищенные комментарии. А мы как идиоты будем есть не то, что хотим, а то, что красиво.
Максима просто прорвало. Мы долго говорили о реальной жизни и о той, что в Инстаграмме на картинках. Я обратила внимание на стакан кофе, который все еще стоял на столике в кабинете.
- Так она кофе и не хотела. Мы раньше приехали. Тут у вас помимо этой кофейни-забегаловки, где даже нормально не сесть, еще есть нормальное кафе. Я предложил там попить кофе. Но Яна не захотела, это как-то не гламурно, пить обычный кофе из обычной чашки в обычном кафе. Нет, она взяла какой-то навороченный РАФ (чет знает, что это такое), залезла на барный стул около стойки и фоткалась на фоне меню, написанного мелом на доске. Мне кажется, эти кофейни как раз для таких как она. Не чтобы есть, а чтобы фотографироваться.
- Какая разница, где пить кофе, - спрашивает Яна.
- Вот именно! Я хотел посидеть на мягком диване рядом с тобой и выпить кофе с булочкой, болтая с тобой. А не скакать по неудобным высоким стульям ради фотки.
И мы снова говорим. Говорим долго. Разбираемся, что теряем, а что находим. Яна злится. Ей нравится та жизнь, которую она создала и ей хочется, чтобы остальные члены семьи играли по ее правилам. Мы доходим до истоков проблемы. В декрете было тяжело, каждый день как день сурка. Памперсы, грязная посуда. И тут красивая фотка как глоток воздуха. Достаточно расчистить от игрушек метр площади и получается образцовая мать в идеально чистой квартире и красивый ребенок. И потихоньку «засосало».
Мы расстаемся на том, что Яна начнет приглядываться к своей настоящей жизни и сравнивать ее с картинкой. Не этого хотел Максим. Но нельзя заставить взрослого человека отказаться от того, что для него важно. А в нашем случае каждый из супругов хотел «переделать» другого.
Через некоторое время Яна пришла одна. Она рассказала, что долгое время сравнивала. Она обратила внимание, что частенько смотрит свои фото в Инстаграмме и тогда жизнь представляется ей прекрасной, семья дружной, а кофе вкусным. А настоящая жизнь как будто остается за каждом. Становится ненастоящей.
Мы работаем с Яной, делаем эксперимент, где она встраивает инстаграммную жизнь и настоящую. Сравнивает. И плачет. Потому что красивая жизнь – это хорошо и красиво. Но не по-настоящему.
- В этой жизни есть вкус. Но вкус от прошлого. А вкуса настоящего нет. Мне тяжело, но надо это менять.
Через пару месяцев Яна присылает мне письмо. Она пишет, что пока не готова полностью забросить Инстаграмм, но она учится проживать свою жизнь в реальности. Она благодарит меня за прием «делай паузу» (этот прием мы обсуждали с Яной, он заключается в том, чтобы перед тем, как что-то сделать, нужно остановиться и подумать, сама ли она этого хочет или это будет круто смотреться на фото). Яна рассказывает, что они стали есть то, что хотят, а не то, что красиво и одеваются так как удобно. Фоток нет и Яна делает одну постановочную фотографию в день. Дети и Максим с радостью принимают участие в одном перфамонсе в день, они рады сделать ей приятное.
Вот такой компромисс на пути к реальной жизни семьи.
(с) Юлия Гусева, психолог