Чувство вины - очень неприятное чувство, точнее эмоция. Вина гложет, мешает жить и от нее хочется избавиться. Как? Иногда можно попросить прощения, но не всегда хочется. Иногда можно исправить ситуацию своими действиями, но это тоже не всегда приятно. И тогда на помощь приходят деньги. После ссоры виноватый муж приносит жене букет цветов. И как будто чувство вины стало меньше. Или родитель, наказав ребенка, покупает ему игрушку или ведет в зоопарк, но не извиняется. И опять вина как будто уходит. А бывает, что вине просто не дают появиться за счет превентивных действий. Тут помогают боги маркетинга. Видели, какие товары стоят на кассе в специализированном винном магазине (ну понятно, что за пирожными туда точно не идут, а идут за вполне определенным товаром)? Там стоят киндер-сюрпризы и петушки на палочках. Вот стоит покупатель, купивший себе что-то там для вечернего расслабления. И тут взгляд его падает на прилавок. И вот он уже не виноватый выпивающий родитель, а отличный заботливый родитель, который купил ребенку леденец. За десять рублей чувства вины как ни бывало.
Подумайте, не покупаете ли вы иногда прощение? Не покупаете ли снижение чувства вины? Это легкий способ. Но стоит ли в данном случае идти легким путем? Чего вы избегаете, выбирая этот путь? От чего уходите?
Развод и деньги. Денис и Анна.
История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены, от клиентов получено согласие на описание случая.
- Моя жена хочет развестись.
Так начал свой рассказ Денис. Он был раздражен, даже возмущен и пришел на консультацию для того, по его словам, чтобы понять, что же не нравилось жене.
- Я все делаю для семьи, хорошо зарабатываю, вожу семью на отдых, не понимаю, что еще нужно.
Анна молчала, а Денис распалялся еще больше.
- Я просто не понимаю, что ты хочешь? Чем я тебя не устраиваю? Вот вы, Юлия, пожалуйста, поработайте с моей женой, объясните ей все!
- Что объяснить?
- Ээээ, ну … что она хорошо живет, что нельзя разводиться из-за ее капризов.
- Денис, попробуйте сказать все это Анне напрямую, прямо здесь.
- Это такой прием психологов? – уточняет Денис.
- Да.
- Хорошо. Понял. Аня, нельзя разводиться из-за глупостей! У нас же хорошая семья, все есть. Дети, дом.
- Да. У нас все есть. Только тебя нет.
- Ну я же для семьи стараюсь, чтобы все было.
- Ага. Ты работаешь с утра до вечера, домой раздраженный приходишь, орешь на всех. Потом извиняешься и даешь детям деньги. Они уже знают, что надо потерпеть немного, папа порет, но зато потом папа даст денег. И выходные мы с детьми одни проводим. Да, мы ездим в хорошие места, можем пойти в театр, но мы всегда одни: я и дети. А обо мне, о нас ты подумал?
– Я целыми днями думаю о вас! Только о вас! Я все для вас делаю.
- А ты спросил, нужно ли это все нам? Хотим ли мы, чтобы так было?
Это диалог длится некоторое время, а потом я предлагаю каждой стороне нарисовать рисунок семьи. Но не такой рисунок, где семья изображена в виде людей, стоящих рядом, а скорее такой, где была бы изображена метафора семейной жизни.
На рисунке Дениса был изображен он в работе (за ноубуком, с телефоном, весьма занятой), а остальные члены семьи - отдыхающие в свое удовольствие. А на рисунке Анны Денис был изображен в стороне от остальных членов семьи. Из его рта выливалось что-то, похожее на помои и при этом от него же летели всем дары: одежда, гаджеты, конфеты, деньги.
После того как пара закончила рисовать, я предложила Денису и Анне ознакомиться с рисунками друг друга. Эффект был ошеломляющий. Мы стали обсуждать, искать общее и различное в рисунках. Общим оказалось то, что и там, и там Денис был изображен исключенным из семьи. Это была серьезная тема для беседы. Но еще больше эмоций вызвало то, что Анна видит Дениса «изрыгающим» блага и проклятья одновременно, а также то, что Денис видит других постоянно отдыхающими и пользующимися его трудом.
Мы долго обсуждали эти рисунки, Анна и Денис разговаривали, смотрели на ситуацию глазами друг друга и постепенно им становилось больше понятно как о себе, так и о партнере.
- И все-таки я не понимаю, я же для вас стараюсь, - говорит Денис.
- Да, для нас. Только нам не только деньги и подарки от тебя нужны. Нам ты нужен. Отношения. Время.
- Но что я могу сделать? У меня бизнес. Я не могу не контролировать его, не могу забросить работу. Все развалится.
- Денис, вам важно контролировать бизнес, видеть, как он развивается, что с ним происходит. Верно?
- Ну конечно, иначе все придет в упадок.
- А что вы упускаете в этом случае? Что перестаете контролировать и даже замечать?
Денис долго смотрит на меня. Он умен и сразу понял, что я имею ввиду. Но видно, что ему нелегко.
- Вы про то, что я чего-то не вижу в своей семье, что упускаю что-то в семье?
- А что вы упускаете?
- Как растут дети, как они изменяются. Что в семье происходит не вижу. Не заметичаю, что им плохо.
- Вы сказали, что если бизнес не контролировать, он развалится. А семья?
- Тоже развалится? Да что там, уже разваливается.
Денис деловой человек, ему не нужно долго времени на то, чтобы принимать решения.
- Я все понял. Семья это как бизнес. Перестал следить за тем, что там происходит, все рушится. Я постараюсь что-то перераспределить что-то изменить. Помощника давно хотел нанять, да все как-то казалось, что сам лучше справлюсь. Но в семье-то точно за меня никто ничего не исправит. И деньги не исправят. Спасибо вам.
(с) Юлия Гусева, психолог