Организации психотерапевтического пространства посвящено много книг и статей. Как именитых терапевтов, так и менее. И очень часто начинающие специалисты, ориентируясь на работы авторитетов, действуют по схеме «написано – делаю». Это не плохо. Но иногда не помешает критичность.
Например, Г. Лэндретт проводит такую аналогию. Мы не заставляем взрослого клиента вытереть пол, если он наследит. Так почему же мы должны просить ребенка убрать игрушки?
Я познакомилась с «Игровой терапией» Лэндретта в 1999 году, когда начала работать в детском саду. Буквально каждая строка мне откликалась. Но не этот раздел. И только когда я начала работать со взрослыми, а это было в 2001, я наконец, обозначила свое мнение по этому вопросу. О, боже, оно было противоположным классику. Я смею спорить с Лэндреттом? Я смею делать иначе? Как это вообще возможно?
Двадцать лет я тихонько работала так, как считаю нужным и, наконец, решила облечь в письменную форму то, что сформулировала тогда.
Взрослый на терапии говорит. Пришедший на первый сеанс часто пытается за одну встречу рассказать все, что для него важно, все, что болит. И поэтому в некоторых случаях несколько первых встреч очень насыщены вербальными событиями. Клиент быстро рассказывает, перескакивает с одной темы на другую. Ему важно ничего не упустить. Ему кажется, что терапевту очень важно узнать все-все-все и желательно прямо сейчас. А ребенок на первых встречах? Ребенок играет. Его слова – это игровые действия. И точно так же, часто ребенок хватает то одно, то другое, перескакивает, бросает и снова возвращается.
Что мы делаем в конце встречи, если работаем со взрослым клиентов? Мы «собираем», ассимилируем, предлагаем подытоживать, выделить значимое, то, что клиент унесет с собой. С одними клиентами мы на это выделяет 1-2 минуты в конце встречи, но с некоторыми начинаем уже на 10 минут до окончания. Потому что им сложно сразу выделить важное, так как этого важно оказывается очень много. И порой, подводя итог, клиент все равно пытается еще что-то рассказать, чем-то поделиться. Так и дети. С одними на уборку уходит 1 минута, а с другими нужно потратить чуть ли не треть времени. Это нормально.
Постепенно ситуация меняется. Причем как с детьми, так и со взрослыми. Взрослый начинает «приносить» на встречу одну-две темы. Ассимиляция становится короче по времени, но глубже по содержанию. Либо завершая одну, открывает для себя следующую. Ребенок тоже перестает «скакать» от одной игры к другой. Он выбирает игру и проигрывает то, что для него важно на данный момент. Уборки становится меньше, но игры становятся другими (темы прорабатываются более глубокие).
Я точно не претендую на истину. Возможно, в "неубирании" игрушек у другого специалиста может быть другой смысл. Важно, чтобы его видел психолог.
(c) Юлия Гусева, психолог