Считается, что очень важно уметь держать слово. И, действительно, когда взрослый человек не выполняет обещанного, это неприятно для окружающих. Поэтому многие родители задумываются о том, что нужно учить ребенка сызмальства держать слово и выполнять обещания. Но как это делать? Один из способов – это брать с ребенка обещание не делать что-то и ожидать, что он это обещание выполнит. Не самый лучший способ. К сожалению, бывает, что дети не держат слова. Давайте разберемся, почему так происходит.
А взрослые всегда держат слово? Вот папа обещал прийти домой пораньше, да задержался на работе. Не выполнил обещание. Но папа считает, что у него серьезные обстоятельства (начальник задержал, машина сломалась и т.д.). Он не считает, что нарушил обещание. А вот когда ребенок обещал прийти с улицы в определенное время, а пришел на час позже (хотелось доиграть в футбол), тот же самый папа ругает сына и говорит, что он не умеет выполнять свои обещания. Нам, взрослым, видна разница между опозданием папы и опозданием сына. И дела детей нередко кажутся взрослым менее важными. А вот для ребенка его дела так же важны, как и дела папы. А в другой ситуации папа задержался потому, что ходил после работы с друзьями в кафе. И для папы это тоже достаточное основание, чтобы не сдержать обещание. К чему я все это веду? С обещаниями нужно быть осторожнее. Важно понимать, что не все обещания выполняются не только детьми, но и взрослыми. Поэтому, уважаемые взрослые, не давайте обещаний, которые вам не по силам выполнить, старайтесь выполнять все, что обещали ребенку!
Вот еще один пример. Мама обещала пятилетней Соне купить дорогую коляску для куклы. Пообещала и забыла. А Соня помнит. И просит коляску. Маме вроде бы и обещание нужно выполнить, и коляску покупать не хочется. Тогда мама в какой-то момент «ловит» Соню на том, что она не выполнила обещание: обещала не испачкать платье на прогулке, а испачкалась. И вот мама говорит Соне: «Ты не выполняешь своих обещаний и я не буду выполнять. Не куплю тебе коляску». Схитрила мама, правда?
Когда взрослый (родитель или педагог) берет с ребенка или подростка какое-то обещание (не прыгать на диване, не баловаться, хорошо учиться, не курить и т.д.), то это обещание – вербализация того, что взрослый хочет получить от ребенка. Напомню, что согласно словарю Ожегова, «обещание - добровольное обязательство сделать что-нибудь». Если же взрослый и формулирует обещание сам («Обещай, что больше не будешь …»), то ребенку чаще всего ничего не остается как согласиться. И ребенок кивает головой: «Обещаю». Однако, заметьте, что в данном случае инициатива принадлежит взрослому. Сам ребенок не был инициатором того, чтобы дать обещание. Именно поэтому ребенку не всегда просто выполнить обещанное. Нередко для ребенка кивок головой («обещаю») - это способ прекратить родительскую нотацию. Не формулируйте обещания за ребенка! Это должен делать сам ребенок!
Следующий важный момент, который нужно обсудить, это соответствие обещания возрастным нормам. Всегда ли обещание, которое вы взяли с ребенка, ему по силам выполнить? Так, трехлетний мальчик может совершенно искренне обещать, что больше ни за что не будет отбирать игрушки у годовалой сестренки. Однако уже через несколько минут он может нарушить свое обещание. При этом, мальчик искренне собирался выполнить обещание. Именно поэтому брать обещания у дошкольников нужно осторожно. Важно понимать, какое обещание ребенок в состоянии сдержать, а какое – нет.
Что касается школьников, то не стоит брать с них обещания, касающиеся отметок. Многие школьники, 1 сентября отправляясь в школу, дают себе обещание учиться только на пятерки. Помните, как в одноименной книге Николая Носова Витя Малеев давал обещание не получать плохих отметок и даже писал по этому поводу заметку в стенгазету? Он очень хотел сдержать слово, но такие обещания не так-то просто выполнить. Поэтому давайте начинать с малого. Можно установить правила, которые школьник обязуется выполнять. В каждой семье это свои правила. Это и домашние обязанности, и возвращение домой в определенное время, подготовка уроков, сборы в школу и т.д.
Но как же все-таки донести до ребенка, что важно выполнять то, что обещаешь, если ребенок еще не в состоянии сдержать обещание? Ждать до школы? Нет, этого мы делать не будем. Конечно, самое главное, это среда, которая окружает ребенка. Если взрослые выполняют обещания, которые дают ребенку и друг другу, то ребенок естественно впитывает эти семейные правила. Если же говорить о каком-то целеправленном воздействии, то лучше всего для ребенка обучение через примеры других людей и его собственные. Так, это может быть художественная литература. Если вы читаете ребенку историю, в которой герой не выполняет своего обещания, обязательно после прочтения обсудите ситуацию. Хорошо ли поступил герой? Можно ли так поступать? Как нужно поступать? Не пренебрегайте историями о «других детях», которые вы можете придумать сами. Например, вы можете рассказать дочери или сыну историю про ребенка, который обещал маме убрать игрушки и не сделал этого. Мама очень устала и сама стала вечером убирать игрушки.
Однако, читая художественную литературу, будьте внимательны. Вот, например, рассказ «Честное слово» Л. Пантелеева. Он учит тому, что держать слово нужно во что бы то ни стало. В ущерб себе, только потому, что дал его. Уверены ли вы, что хотите, чтобы ваш ребенок во что бы то ни стало держал слово? Обратите внимание ребенка на то, что тот, кто взял с мальчика честное слово сам не сдержал своего слова. Вероятно, стоит обратить внимание ребенка еще и на то, что иногда бывают ситуации, когда слово держать не удается. Вернее, меняется ситуация таким образом, что слово держать невозможно. Заодно честно расскажите о себе. Ведь наверняка были случаи, когда вы хотели выполнить обещанное. Но какие-то обстоятельства вам помешали?
И последнее, на что важно обратить внимание, это сама форма обещаний. Не стоит брать с ребенка обещаний, которые он не может наверняка выполнить, лучше попросить его: «Очень тебя прошу, постарайся не драться на улице», «Постарайся не забыть сменку в школе» и т.д. Потому даже если ребенок обещает и старается всеми силами выполнить обещание, обстоятельства могут помешать ему. Как тому папе, которого задержал начальник…
Уметь выполнять обещанное – важно. Поэтому обязательно хвалите ребенка, если он сдержал свое обещание, данное вам. Если же обещание сдержать не удалось, обязательно обсудите, почему так произошло. Это поможет ребенку в дальнейшем быть внимательнее к себе и своим обещаниям.
(c) Юлия Гусева, психолог