Большинство современных детей с раннего возраста посещают разнообразные кружки. С поступлением в школу количество дополнительных занятий у ребенка, как правило, не уменьшается, а порой даже и возрастает. Конечно, замечательно, когда ребенок ходит в музыкальную школу, спортивную секцию, художественную школу и кружок английского языка одновременно. Казалось бы, растет гармоничная личность. Но все ли дети способны выдержать такую нагрузку? К сожалению, не все.
Олю привели к психологу в начале третьей четверти. Она кусала губы до крови, подергивала уголком рта, грызла ногти и крутила волосы. При этом, Оля плохо спала ночью и часто плакала. Как выяснилось, девочка училась в первом классе гимназии с углубленным изучением двух иностранных языков, ходила на группу продленного дня, а вечерами мама водила ее на художественную гимнастику, в музыкальную школу и на английский язык. В выходные дни девочка тоже была занята. Каждый выходной Оля с родителями куда-то ходили: то в Мариинский театр, то в Филармонию, то на занятия по абонементу в Эрмитаж или Русский Музей. Также в выходные дни нужно было учить уроки, которые задавали на английском и в музыкальной школе. На приеме у психолога, когда специалист говорила с родителями, Оля не играла в игрушки (а именно этим обычно и занимаются школьники), ее не привлекла песочница. Оля просто тихо лежала на ковре…
К сожалению, такая внешкольная нагрузка оказалась девочке не по силам. У ребенка сформировался невроз. Родители Оли хотели, чтобы психолог помогла Оле избавиться от невроза. При этом хотели, чтобы внешкольная нагрузка Оли оставалась прежней. Возможно ли это? К сожалению, нет. Назначенные неврологом препараты тоже лишь слегка помогли девочке: навязчивых движений стало немного меньше и Оля стала менее беспокойно спать. К сожалению, я не могу рассказать вам, что стало с Олей. Ее родители не стали выполнять рекомендаций невролога и психолога по оптимизации нагрузки.
Конечно, все дети очень разные. Один ребенок легко справляется с существенной школьной и внешкольной нагрузкой, другому такая нагрузка оказывается не под силу. Если родители наблюдают хотя бы один из нижеприведенных признаков у своего ребенка, стоит задуматься о количестве внешкольных занятий.
Тревожным звоночком является, если у ребенка
1. появились навязчивые движения (теребит пальцы, кусает губы, грызет ногти, накручивает волосы на пальцы), онанизм, ребенок стал заикаться;
2. обострились проблемы со здоровьем (вернулся вылеченный ранее энурез или энкопрез), ребенок стал чаще болеть;
3. имеет место частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, высокий уровень тревожности;
4. ребенок часто не хочет идти на дополнительные занятия, расстраивается, что не удается поиграть в игрушки.
Однако даже если этих симптомов не наблюдается, стоит задуматься о том, есть ли у ребенка свободное время для игр и общения с другими детьми. Нередко расписание младшего школьника такое плотное, что не остается выделить даже полчаса на то, что ребенку хочется делать (рисование, лепка, прогулки, игры и т.д.). В норме ребенок должен иметь ежедневно от двух до четырех часов свободного времени! Это то время, которое ребенок может тратить так, как считает нужным. Зачем нужно это свободное время ребенку? Скажем так, свободное время – не блажь и не баловство. Это как раз и есть профилактика стресса и невроза. Я допускаю, что так много свободного времени мало у кого найдется. Но если у вашего ребенка нет даже часа для игр в день, то ситуацию нужно срочно менять!
Также хочу обратить внимание родителей на продолжительность рабочей недели ребенка. Полагаю, вы никогда не задумывались об этом. Когда ко мне обращаются родители детей-первоклассников, то я обычно прямо вместе с родителями подсчитывают недельную занятость ребенка. Я узнаю у родителей, сколько часов в неделю ребенок проводит в школе (количество уроков и факультативов в разных школах сейчас разное), сколько часов в неделю тратится на приготовление домашних заданий, сколько часов уходит на дополнительные занятия. Нередко получается, что рабочая неделя ребенка составляет более 40 часов, бывало, что встречались дети, рабочая неделя которых составляла порядка 55-60 часов. Представляете себе эту нагрузку? Взрослый, работая 40 часов в неделю, обычно уже выжат к пятнице. А что чувствует ребенок, когда его нагрузка составляет более 40 часов и при этом у него нет ни одного выходного? Обязательно подсчитайте, сколько по времени составляет рабочая неделя вашего ребенка и задумайтесь, может быть, есть смысл что-то изменить в вашем расписании.
Дополнительные занятия – важная составляющая развития ребенка. Очень важно, чтобы у ребенка были увлечения, важно заниматься физкультурой. Однако помните, что дополнительные занятия должны доставлять радость и удовольствием, а не разрушать здоровье ребенка.
(с) Юлия Гусева, психолог