Какие основные сложности возникают у взрослых при взаимодействии с подростком? Мы со стороны опыта взрослого человека часто не понимаем подростка. Вот подросток не хочет делать уроки.
Что мы говорим?
- Что значит, не хочу? Нет слова «не хочу», есть слова – «надо». Там и уроков-то задано – кот наплакал, а ты ноешь.
Подросток не хочет утром вставать.
- Быстро встал и пошел в школу. Школа – твоя работа и нечего ныть.
Работают эти слова? Увы, нет.
А если попробовать изменить устоявшуюся схему? Во-первых (это относительно просто), вспомнить себя в этом же возрасте. Во-вторых (это сложнее) поделиться этим с подростком. В-третьих, просто сказать, что вы его/ее понимаете. Попробуем?
Первая ситуация.
- Я вижу, что тебя раздражают уроки. Понимаю тебя. Если честно, мне тоже часто не хотелось делать уроки, казалось, что это бессмысленные задания и упражнения.
Наблюдайте за подростком. Он/она расслабляется буквально на ваших глазах.
- Жалко тратить время на уроки. Иногда приходится делать то, что не хочется
Обнимите подростка, просто погладьте по голове, поцелуйте (если, конечно, он/она это разрешает). Что далее? Тяжелый вздох и через некоторое время подросток садится за уроки. Только не ждите, что он/она сядет за уроки сразу же после ваших слов. Подросток характеризуется негативизмом, ему/ей нужно время, нужно дать самому себе почувствовать, что решение сесть за уроки – это личное решение, а не навязанное взрослым.
Вторая ситуация.
Если вы будите подростка, то вы можете сесть на кровать вместо того, чтобы кричать и спокойно поговорить.
- Понимаю тебя. Утром так хочется поспать. Сил нет вставать. Мне, если честно тоже тяжело дается ранний подъем. Это какая-то вселенская несправедливость, но приходится вставать в 7:00. А из плюсов – через два дня – выходные и ты сможешь поспать. И после школы сможешь днем немного поспать, если захочешь. И каникулы скоро. Будешь на завтрак бутерброд или омлет?
И снова подростку нужно несколько минут на то, чтобы начать действовать. Нельзя сразу встать, нельзя показать взрослому, что он/она слушается. Нужно чувствовать себя взрослым и самостоятельным.
Вот такие сложные подростки.
(с) Юлия Гусева, психолог