Очень часто нам кажется, что подросткам все равно буквально на все: чисто ли у них в комнате, сделаны ли уроки, какую отметку поставили за контрольную. Используя терминологию подростков, «пофиг».
А вот реально ли подросткам все равно? Приглядитесь к подросткам повнимательнее и вы увидите, что это не так.
Мой сын – самый что ни на есть подросток. Ершистый, частенько обидчивый, своенравный. Он не всегда хочет учить уроки и злится, если много задают. Не любит убираться даже в своей комнате и список подростковых особенностей можно продолжать.
Но вот что я заметила. Ему точно не «пофиг». Он может сказать, что его бесят уроки, но все равно делает их, пусть даже в тетрадях грязь. Он радуется пятеркам и расстраивается, если отметки ниже его планки.
Приведу пример.
Недавно сын должен был сдавать экзамен по ОКФ (общий курс фортепиано). Это не слишком важный предмет в музыкальной школе, если не сказать, что второстепенный. Но, тем не менее, это экзамен. И вечером перед экзаменом я наблюдала ту самую тревогу у подростка, которой часто мы не замечаем. Сын не пошел на тренировку в спортивную школу, целый вечер слонялся по дому, постоянно подходил к инструменту и играл, играл, играл. Мне показалось в какой-то момент, что он так «заиграет» произведения, что не сможет их сыграть на экзамене.
А если перевести на психологический язык, то что происходило? Все просто. Его тревожили мысли, навязчивые мысли, которые мы, психологи, называем красивым словом обцессии. И одним из способов избавиться на непродолжительное время от таких навязчивых мыслей становятся действия, простые повторяющиеся действия (компульсии).
Вот он и играл, пытаясь спастись от тревоги. Тревога отчасти передалась и мне. Захотелось помочь, поддержать.
В этот момент не очень эффективно разговаривать с человеком, хотя часто люди используют именно способ. Еще бывает, что советуют «отвлечься». Это хороший совет, только КАК это сделать?
Я пошла относительно простым путем. Достала материалы для поделок, разложила их на столе и начала делать елочные игрушки (Новый Год же скоро). Сама, никому ничего не предлагая. Тут же прибежал младший сын и уселся мастерить со мной и через пару минут к нам присоединился старший. Мы около полутора часов мастерили, разговаривали о пустяках типа разлитого клея и как-то незаметно успокоились.
Вот такой простой способ поддержи. Возможно, вам тоже пригодится.
(с) Юлия Гусева, психолог