Есть или не есть? Кормить или не кормить?
Одна из существенных проблем, которая нередко беспокоит родителей – это питание детей. Многие дети не едят каких-то полезных, по мнению родителей, продуктов. Одни не едят творог, другие салат из свеклы, третьи отказываются от гречи. Перед родителем встает сложный вопрос: кормить ли ребенка насильно теми продуктами, которые он отказывается есть?
Ответ на этот вопрос можно найти в эксперименте, который был проведен в 1928 году Кларой Дэвис. В рамках исследования детям предлагалось есть ту пищу, которую они выбирают сами. Детям предлагалось сбалансированное питание (овощи, фрукты, злаки, молочные и мясные продукты в любом количестве), однако взрослые не настаивали на том, чтобы дети ели что-то конкретное из предложенных продуктов. Дети могли сами выбирать ту пищу, которую они хотят есть. В ходе эксперимента выяснилось, что диета детей была исключительно сбалансированной, хотя в каждый конкретный день дети питались по-разному. В один день ребенок мог есть, например, только кашу, на следующие день-два он отдавал предпочтение мясным продуктам, бывали дни, когда ребенок ел только фрукты и т.д. Количество получаемых калорий также не было одинаковым каждый день. В какие-то дни ребенок получал едва ли половину калорий, в другие дни количество калорий существенно превышало возрастную норму. Однако в целом в среднем каждый ребенок потреблял достаточное количество калорий, а также витаминов и питательных веществ. Мало того, дети, страдавшие до этого анемией, выздоровели. По результатам исследования был сделан вывод, что при наличии адекватного набора продуктов ребенок может сам регулировать процесс своего собственного питания. Причем сделает это более эффективно, нежели любой диетолог.
А что с современными детьми? Получается, что предлагая ребенку сбалансированное питание, да еще и заставляя его есть то, что он не любит (не хочет сейчас), мы скорее наносим вред здоровью ребенка, нежели приносим ему пользу? Действительно, не стоит заставлять ребенка есть насильно те блюда, которые ребенок не любит. Ровно как не стоит и не давать возможности ребенку есть в желаемом объеме то, что ребенок хочет есть (речь идет о здоровом питании). Опыт показывает, что ребенок, который долгое время отказывался от брокколи, может неожиданно начать ее есть. Точно также, ребенок, долгое время любивший, например, кукурузную кашу, может начать отказываться от ранее любимого блюда.
Не заставлять ребенка есть свёклу (шпинат, манную кашу, рыбу)? Это же полезно!
Взрослые очень часто используют аргумент, что нужно есть тот или иной продукт потому, что он полезен. И вот несчастный ребенок сидит перед тарелкой ненавистной гречи или вылавливает из супа фасоль. Да, некоторые люди не едят некоторые продукты. Сейчас мы можем себе позволить что-то любить, а что-то не любить. Но взрослые почему-то лучше детей знают, что детям нужно есть. При этом, у каждого взрослого есть несколько продуктов, которые он не любит есть. Кто-то оставляет на тарелке зелень (а ведь она полезна), кто-то избегает молочных продуктов, кто-то не любит рыбу. Взрослые прислушиваются к своему организму и, скажем, в кафе просят не добавлять оливки в солянку, если не любят оливки. И это нормально! Нормально не любить и не есть оливки.
Но эти же самые взрослые порой с маниакальным упорством заставляет ребенка съесть морковный салат или что-то еще, что отвергает ребенок.
Не стоит заставлять ребенка есть насильно. Лучше дать возможность ребенку есть то, что на данный момент необходимо его организму. Дайте возможность ребенку научиться прислушиваться к себе так, как это делаете вы.
Как организовать питание ребенка?
Итак, мы решили, что не стоит заставлять ребенка есть. При этом, конечно, мы, как сознательные родители, не собираемся нарушать пищевое поведение ребенка. Что это значит? Это значит, что мы не будем давать ребенку печенье вместо супа исходя из принципа "пусть съест хоть что-нибудь". Кроме того, мы, конечно же, будем заботиться и о себе. Это значит, что мы не будем готовить ребенку пятнадцать блюд на выбор в надежде, что он съест хотя бы что-то.
Правила питания.
- Правило первое. Почаще спрашивайте ребенка, что он хотел бы съесть на завтрак, обед или ужин. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка и по-возможности уважать его. Конечно, это не значит, что каждый прием пищи вы будете готовить только то, что хочет ребенок. Но, например, совершенно нормально спросить у ребенка, какой гарнир он хотел бы получить к котлете, если вам все равно, что варить: гречу или рис. Также вы можете спросить, какую кашу хотел бы ребенок съесть на завтрак, хочет ребенок на завтрак яйцо или омлет и т.д.
- Правило второе. Готовьте вместе с ребенком. Очень часто родители стараются оградить ребенка от домашних дел, в том числе от приготовления пищи. Не стоит этого делать. Ребенку важно общаться с родителями, в том числе и во время приготовления пищи. Ребенок учится готовить, учится принимать участие в домашних делах, а не только быть потребителем. Обычно дети с большим удовольствием едят то, что приготовили сами.
- Правило третье. Дайте возможность ребенку самому накрывать на стол. Ребенок, который расставил тарелки, красиво разложил салфетки и аккуратно расставил столовые приборы, с бОльшим удовольствием сядет за стол, чем тот, кто не принимал участия в оформлении стола.
- Правило четвертое. Обедайте (и, конечно, завтракайте и ужинайте) вместе. Не накрывайте ребенку на стол отдельно, в другое время. Для ребенка важно принимать участие в беседе. Кроме того, когда ребенок видит, как едят другие члены семьи, то у него тоже нередко появляется аппетит.
- Правило пятое. Не настаивайте на том, чтобы ребенок ел все, что предложено. Если ребенок хочет есть только мясо, только гарнир или только салат, то это вполне нормально. При этом, конечно, ребенок по каким-то причинам может отказаться есть. Если ребенок просит вас дать ему вместо предложенного блюда какое-то простое (например, яйцо), то, пожалуй, разумнее принять выбор ребенка. Для малышей всегда можно держать в холодильнике пару баночек детского питания, которое любит ребенок или заранее заморозить несколько порций любимого блюда ребенка. Это не трудно, правда?
Пищевое поведение формируется не сразу и его легко нарушить. Старайтесь уважать ребенка и при этом не кормить его теми продуктами, которые вы считаете не полезными.
Дети-малоежки
Есть дети, которые мало едят. Они худенькие, но при этом врачи не находят у них никаких заболеваний. Понятно, что если есть проблемы со здоровьем, то нужно лечиться у врача. А если проблем со здоровьем нет, то в этом случае нередко родители обращаются к психологу.
Можно выделить две самые многочисленные группы «малоежек»:
- Дети, которые мало едят по мнению родителей
- Дети с нарушением пищевого поведения
Дети, которые мало едят по мнению родителей.
Самое главное здесь уточнение, что эти дети мало едят по мнению родителей!
Если вам кажется, что ваш ребенок мало ест, возможно, что вам это именно кажется! Проведите эксперимент и в течение недели взвешивайте пищу и записывайте, сколько и чего съел ребенок в каждый прием пищи. Почему неделю? Дело в том, что бывают дни, когда мы едим меньше, бывают дни, когда больше. И это совершенно нормально. Отчет за неделю даст нам относительно корректную картину потребления пищи ребенком.
Во-первых, подсчитайте, сколько пищи съедает ребенок за один прием пищи и в день (в граммах), а потом сравните с табличными нормами. С большой вероятностью выяснится, что ребенок съедает достаточное количество еды. Также нередко выясняется, что порция, которая предлагается ребенку, рассчитана на взрослого человека. Чтобы понять, сколько нужно съесть ребенку за определенный прием пищи, загляните в группу детского сада и в столовую в школе и вы увидите адекватный завтрак, обед или полдник. Чаще всего взрослым кажется, что в общепите детям дают меньше еды, чем положено. Если сомневаетесь в честности персонала, взвесьте тарелку и вы увидите, что порции соответствуют нормам. И да, эти порции могут казаться слишком маленькими. Но помните. Это нормальные порции, рассчитанные на нормального, здорового ребенка средней комплекции. Ребенок не должен есть в два раза больше, чем ему предлагают в детском учреждении!
Если же ребенок действительно мало (плохо) ест и при этом не имеет соматических заболеваний, с большой вероятность имеет место нарушение пищевого поведения.
Дети с нарушением пищевого поведения
Очень часто причиной нарушения пищевого поведения является именно непоследовательное поведение родителей. Ребенок-малоежка не ест ряд продуктов и родители, стараясь, чтобы ребенок съел хоть что-то, кормят его насильно (часто до рвоты), предлагают ему в большом количестве сладкие, калорийные блюда.
В итоге ребенок на завтрак ест сладкие глазированные сырки (крайне сытные и при этом достаточно вредные), в школьной столовой не ест вообще (мама дает ему с собой бутерброд с арахисовой пастой), дома не обедает (сырки и арахис сделали свое дело), на полдник получает молочный банановый коктейль с печеньем и на ужин блины. Что можно говорить о таком питании? Отсутствие овощей, фруктов, злаков, яиц, мясных продуктов. И переизбыток сладостей. Такое питание нельзя назвать здоровым, но ребенок к нему привык и отказывается есть суп, мясо, овощи. А родители продолжают давать ребенку то, к чему он привык. Замкнутый круг? Нет, этот порочный круг можно разорвать, если отказаться от такого нездорового подхода к питанию.
Что же делать родителям? Ограничить вредные продукты, которые приводят к быстрому насыщению, дать возможность ребенку испытать ощущение голода, предлагать каши, супы, фрукты, овощи, молочные продукты.
Возможно, в этом случае потребуется помощь психолога, причем как ребенку, так и родителям. Потому что легко нарушить пищевое поведение, а вот исправить его гораздо сложнее.
(с) Юлия Гусева, психолог