Агрессия – единственное социальное поведение, при исследовании которого найдены доказательства, свидетельствующие о достоверных половых отличиях. Однако и здесь можно говорить о социальных причинах агрессии. То есть, средства выражения агрессии могут быть получены дети в результате социального научения, в результате поощрения и наказания. Взрослые могут подавлять агрессивное поведение детей и поощрять его.
У детей до года мы можем наблюдать только проявления гнева и чаще всего гнев находит выражение в крике и плаче ребенка. Действия младенца (ребенка до одного года), которые взрослые иногда расценивают как агрессию (например, ребенок щипается, бьет взрослого по лицу) не является агрессией в полной мере. Это познание мира, которое выражается через непосредственное взаимодействие с миром.
Постепенно у детей появляется физическая агрессия, которая так или иначе является средством коммуникации (например, ребенок отнимает у другого игрушку). В двухлетнем возрасте мальчики и девочки имеют в своем арсенале схожие средства выражения агрессии: они могут плакать, визжать толкать и шлепать друг друга. То есть, проявляют как физическую агрессию, так и выражают свой гнев вербально.
Физическая агрессия достигает пика в возрасте примерно между двумя и четырьмя годами. При этом не обнаруживается половых различий в агрессивном поведении: психологические исследования показывают, что в этом возрасте мальчики и девочки одинаково часто проявляют агрессивное поведение. С возрастом проявления физической агрессии постепенно уменьшаются. Примерно к четырем годам (иногда немного позже) становятся видны различия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии при взаимодействии детей друг с другом: мальчики больше дерутся, а девочки визжат. Причиной появления таких различий является разное отношение взрослых. Взрослые не поощряют драки девочек, но снисходительно относятся к их крикам и визжанию. По отношению к мальчикам взрослые чаще действуют противоположным образом. Естественно, порицаемые формы выражения агрессии (драки для девочек и визжание для мальчиков) постепенно исчезают из арсенала средств выражения эмоций и закрепляются те, которые вызывают меньше недовольства со стороны взрослых.
Опираясь на экспериментальные исследования психологов-бихевиористов Е. Массоби и К. Джеклин обращают внимание на то, что не выявлено достоверных различий в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в раннем возрасте, но в дальнейшем частота и интенсивность агрессивных реакций у мальчиков возрастает, а у девочек – убывает. Авторы считают, что это связано с тем, что мальчики и девочки имеют одни и те же агрессивные тенденции, но девочки боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели поведения закрепляются и девочки становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве они проявляли достаточно сильную агрессию.
Более агрессивное поведение мальчиков может иметь и другие социальные причины. Так, В. Филь отмечает, что родители строже относятся к мальчикам, чем к девочкам. Девочек чаще утешают, чаще ограждают от трудностей. Такая поддержка родителей приводит к снижению агрессии у ребенка. Мальчиков же, напротив, больше ругают и наказывают, что способствует росту агрессии. Б. Фэгот выяснил, что маленькие мальчики в три раза реже обращаются за помощью к родителям, чем девочки, и при этом родители более положительно относятся к просьбам девочек, нежели к просьбам мальчиков. Опять же, достаточно очевидно, что если к просьбам ребенка относятся негативно (его ругают за это или им недовольны), то агрессия может быть следствием неудовлетворенной потребности ребенка. Мальчиков чаще наказывают физически, чем девочек. Дж. Каган и Х. Мосс выяснили, что мальчики реагируют агрессивностью и непослушанием на авторитарный стиль воспитания родителей.
По статистике, наиболее часто встречающаяся форма детской агрессии проявляется через битье родителей или других детей. Порядка семидесяти процентов родителей описывают своего двух-трехлетнего ребенка как бьющего кого-либо. При описании детей четырех-пяти лет количество детей, применяющих физическую агрессию по отношению к другому, падает до двадцати процентов. И к третьему классу таких детей остается двенадцать процентов. С чем связаны такие изменения? У ребенка появляется и постепенно усиливается эмоциональный самоконтроль. Это происходит в первую очередь за счет того, что созревают те участки головного мозга, которые ответственны за самоконтроль, а значит, постепенно у ребенка уменьшаются проявления спонтанной агрессии.
Постепенно развивается и волевое поведение. Так, ребенок к четырем-пяти годам уже может ждать, предвосхищать события, его поведение становится более рациональным. При этом агрессивное поведение не исчезает. Оно становится более сложным. В частности, на место физической агрессии приходит вербальная агрессия. Дети начинают обзываться, ссориться. Конечно, как мы уже упоминали, вербальная агрессия чаще проявляется девочками, нежели мальчиками. В детстве мальчиков обычно чаще порицают в целом, но реже – непосредственно за агрессивное поведение, нежели девочек, поэтому они приучаются использовать агрессивные формы поведения. Женщины реже проявляют физическую агрессию потому, что в детстве их проявления физической агрессии порицались взрослыми. Также взрослые нередко используют устоявшиеся клишированные фразы, которые являются средством воспитания детей:
– "Мальчик должен уметь постоять за себя" (подтекст – "Я разрешаю тебе драться").
– "Девочка должна быть нежной, хрупкой" (подтекст – "Ты не должна проявлять агрессию").
– "Мальчики должны защищать девочек" (подтекст – "Мальчик априори сильный, а девочка слабая").
– "Мальчики не должны драться с девочками" (подтекст – "Мальчик априори сильнее девочки, а слабых обижать стыдно").
– "Девочки не должны драться" (подтекст – "Девочке стыдно драться, стыдно показать свою физическую силу, девочка должны быть слабой").
– "Ты же мальчик, дай сдачи" (подтекст – "мужчина не должен прощать обиды и уходить от ссоры, драки").
– "Мальчишки все время дерутся" (подтекст – "Я снисходительно отношусь к дракам мальчиков").
– "Не дерись, ты же девочка" (подтекст – "Есть поведение, которое присуще только мальчикам").
– "Шрамы (синяки) украшают мужчину" (подтекст – "Кто не дерется – не настоящий мужчина").
Я уверена, что вы можете продолжить этот список родительских посланий, которые транслируются как мальчикам, так и девочкам.
***
Вернемся же к разговору о достоверных различиях мальчиков и девочек. Е. Массоби и К. Джеклин обозначили четыре различия между мальчиками и девочками, которые мы рассмотрели: способности к ориентированию в пространстве; математические способности; речевые навыки; агрессивность. Однако, как выясняется, различия между мальчиками и девочками не так велики, как может показаться. И большей частью эти различия являются не столько врожденными, сколько приобретенными в процессе жизни, обусловленными воспитанием, социальной средой, системой положительного и отрицательного подкрепления (поощрения и наказания).
(c) юлия Гусева, психолог