Следующее различие, которое называют Массоби и Джеклин – математические способности. В среднем мальчики лучше успевают по математике, мужчины чаще являются студентами и выпускниками математических факультетов. Но каковы причины этих различий?
Психолог Экклз выяснила, что при одинаковой успеваемости мальчиков и девочек родители мальчиков были склонны оценивать способности ребенка к математике как более высокие, нежели родители девочек. Кроме того, родители часто объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков тем, что они очень способны, а высокую успеваемость девочек тем, что они очень стараются и много занимаются. То есть родители заранее считают мальчиков более способными к математике.
Имеет место и разное отношение к успеваемости мальчиков и девочек по математике. Так, родители больше внимание обращают на сложности, которые возникают у мальчиков при изучении математики. Они стараются или сами решить проблему, объясняя сыну материал, который он не понял, или обращаются к специалистам (приглашают репетитора, записывают сына в математический кружок или шахматную секцию). Девочкам, конечно, родители тоже помогают в изучении математики, но чаще уделяют этому меньше внимания. Естественно, такое отношение родителей является одним из факторов большей успешности мальчиков по математике.
Катя не очень хорошо успевает по математике. Папа периодически пытается ей объяснить материал. Но он не очень хороший педагог, хотя сам знает математику отлично, учился в техническом вузе. Так что Катя мало что понимает из папиных объяснений. Папа сердится и говорит, что женщины не очень способны в математике. Мама соглашается с папой. Она прекрасный филолог, но по математике в школе у нее было "тройка". Постепенно и Катя стала считать себя неспособной. До того момента, пока в школу не пришла новая учительница, которая организовала кружок занимательной математики для отстающих. Катя стала ходить на кружок, чтобы исправить свои плохие оценки. Оказалось. что математики это легко и интересно! И девочки могут знать математику не хуже мальчиков. Нужно было просто поверить в себя. и помочь в этом Кате смогла новая учительница.
Если же говорить о фактах, то по статистике в начальной школе мальчики и девочки успевают по математике примерно одинаково. В средней школе девочки немного опережают мальчиков, но дело тут не столько в их способностях, сколько в прилежании (вспомним, что в раннего детства родители учат девочек быть аккуратными, прилежными, ругают за неаккуратность, а неаккуратность мальчиков оправдывают тем, что мужчинам свойственна неаккуратность). В старшей школе успехи мальчиков обычно выше, чем у девочек. Основной причиной обычно является то, что девочек часто называют неспособными к математике и ориентируют скорее на изучение гуманитарных дисциплин.
В обществе бытует мнение, что мужчины умнее женщин. И действительно, среди известных ученых гораздо больше мужчин, чем женщин. Среди Нобелевских лауреатов нечасто встретишь женщину. И этому факту есть научное объяснение. Очень интересны исследования интеллекта мужчин и женщин. Выяснено, что среди мужчин больше очень умных индивидуумов, чем среди женщин, но при этом среди мужчин больше и очень глупых. Женщины же превосходят мужчин по числу умных (просто умных, не слишком). Таким образом, получается, что очень умные – на виду. Мы читаем о них в книгах, мы читаем их книги и мы знаем их (например, в исследовании Г. Эллиса в группу из тысячи тридцати одаренных людей Британии входило только пятьдесят пять женщин). И так как это преимущественно мужчины, то создается иллюзия, что мужчины в целом умнее.
Вернемся же к математическим способностям. Женщин-математиков не так уж много. Можно назвать Гипатию, Дамо, Аду Лавлейс, Эмми Нётер, Софи Жермен, Марию Аньези, Мари Кроуз, Софью Ковалевскую, Николь Лепот и ряд других, менее известных нам. Но легко ли женщине, которая проявляет математические способности, проявить себя в этой сфере? До первой половины ХХ века женщинам приходилось преодолевать ряд препятствий.
Так, когда Ада Лавлейс издавала свои работы, то на обложке не указывались ее имя и фамилия. а лишь инициалы. Дело в том, что занятия математикой в XIX веке считались для женщины чуть ли не непристойным. Кстати, помимо математических способностей, Ада Лаврейс отличалась и другими: прекрасно музицировала, обладала изысканным вкусом. Работами математика Эмми Нётер восхищался А. Эйнштейн. Однако, не смотря на выдающиеся способности, ей не удалось стать доцентом Геттингенского университета только потому, что преподавателями могли быть только мужчины. Софи Жермен, обсуждая в переписке с И. Гауссом теорию чисел, подписывалась мужским именем, так как женщин-математиков многие ученые не воспринимали серьезно. Работы Мари Кроуз не признавались и не цитировались математиками XVIII века, не смотря на то, что ее работы были весьма значимы для математической науки. Софье Ковалевской не было разрешено преподавать в университете. Президент Академии наук, князь Константин Константинович высказался так: "Так как допуск на кафедры в наших университетах совсем закрыт для женщин, каковы бы ни были их способности и познания, то для госпожи Ковалевской в нашем отечестве нет места...".
Женщинам, которые хотели заниматься математикой, приходилось преодолевать ряд преград. Это занятие долгие столетия считалось не женским, а женщин считали совершенно неспособными к математике. И сейчас некоторые учителя школ и преподаватели вузов снисходительно относятся к школьницам и студенткам. Да и многие родители не поощряют занятия девочек математикой. Сейчас девочкам не строят законодательных преград для получения математического образования. Девочки могут обучаться в высших учебных заведениях. преподавать. И, конечно, это достижение ХХ века. Однако мнение о том, что девочкам и женщинам не стоит заниматься математикой еще иногда транслируется родителями и педагогами, что мешает самореализации девочек в области математики.
(с) Юлия Гусева, психолог