Частенько можно услышать такие фразы, как: «Мужчины с Марса, женщины – с Венеры»; «Самой природой женщине предназначено заботиться о муже и детях, а мужчине – быть добытчиком»; «Мужчины и женщины устроены совершенно по-разному», «Вот посмотри, он играет в машинки, потому что он мальчик» или «Она держит куклу на руках, как настоящая мать.
Видимо, это заложено природой» и так далее до бесконечности можно перечислять клишированные фразы.
Действительно ли все это заложено природой? Или в том, что дети выбирают разные игрушки и разные игры, есть вклад родителей? Родители купили мальчику много машинок и ни одной куклы. Они научили его играть в машинки, но не научили играть в куклы. У девочки ситуация обратная. Коллекция кукол и ни одной машинки… Ребенок играет в те игрушки, которые предложили ему родители. Можно ли в этом случае говорить о том, что это заложено природой? Скорее, в данном случае речь идет о культуре, о том, какую среду создают родители для своего ребенка.
Дальше ребенок идет в школу. И уже подготовка к школе так или иначе зависит от того, отправляем мы в школу мальчика или девочку. Для мальчиков чаще выбирают физико-математические школы, девочек скорее ориентируют на изучение гуманитарных наук. Мальчиков чаще отправляют на секции борьбы, а девочек на занятия танцами и художественной гимнастикой. Девочек чаще ориентируют на занятия музыкой, а мальчиков на занятия спортом и техническим творчеством (авиамоделирование, конструирование). Есть ли в этом смысл? Попробуем разобраться с помощью психологической науки.
Антрополог Маргарет Мид, изучая папуасов на острове Ману в Новой Гвинее, заметила, что на этом острове дети никогда не играли в куклы. Когда же исследователи дали им деревянные статуэтки, то играть ими стали мальчики, а не девочки. Мальчики пели куклам колыбельные песни, качали на руках. Причина такого поведения оказалась проста. Как мы уже упоминали, на острове Ману нет жесткого распределения ролей между мужчинами и женщинами. Поэтому дети не знали того, что кукла это "игрушка для девочки". Детям предложили игрушку и они просто стали играть. То есть, нельзя назвать игру в куклы врожденной особенностью девочки.
Нельзя отрицать того факта, что мальчики в среднем характеризуются большим ростом, массой тела, мышечной силой, чем девочки. Однако различия внутри половых групп больше, нежели между половыми группами. То есть, в любом обществе мы можем встретить и высоких, сильных, крепких девочек (женщин) и невысоких, худых, не слишком сильных мальчиков (мужчин). Имеет значение и этнический фактор. Например, женщины-африканки в среднем выше мужчин-азиатов. То есть, различия между людьми в целом существенно шире, нежели различия между мужчинами и женщинами.
До десяти лет мальчики совсем немного превосходят девочек по длине и массе тела. После десяти лет девочки начинают превосходить мальчиков по этим параметрам, что связано с более ранним половым созреванием девочек. После тринадцати-четырнадцати лет мальчики снова обгоняют девочек по показателям роста и веса. Мальчики в среднем лучше бегают, плавают, катаются на велосипеде. В значительной степени такое превосходство мальчиков связано с тестостероном, который влияет почти на все телесные характеристики (размер и силу мускулов, размеры внутренних органов, число красных кровяных телец и количество жировых отложений). При этом не найдено достоверных различий между строением головного мозга у мужчин и женщин.
Если же говорить о социально-психологических характеристиках личности, характере и способностях, то, если верить научным исследованиям, между мужчинами и женщинами есть только четыре доказанных различия.
Известные американские исследователи Е. Массоби и К. Джеклин называют эти различия:
- Способности к ориентированию в пространстве;
- Математические способности;
- Речевые навыки;
- Агрессивность.
При этом также доказано, что эти различия весьма невелики, детерминированы социально и изменяются с возрастом.
(с) Юлия Гусева, психолог