Выбор школы не должен ограничиться интересом к академическому образованию. Не менее важно и то, что происходит за фасадом. В данном случае речь идет об атмосфере, царящей в школе.
Что это значит? Это то, что нельзя увидеть сразу, но можно, если приглядеться повнимательнее и понаблюдать. Правда, это потребует времени.
Благоустройство школы.
Конечно, все мы хотим жить в комфортных условиях, там, где чисто и уютно, где нет разрухи и старых, сломанных вещей. Значит ли это, что нужно обязательно искать школу с хорошей материально-технической базой? Это не плохо, но не стоит это делать самоцелью.
Однако обратить внимание на то, насколько благоустроена школа необходимо. Например, важно обратить внимание на то, как устроены зоны отдыха детей. Например, если в классах есть игрушки, если в коридорах стоят диванчики, организованы зоны для активного отдыха (например, стоит теннисный стол), то это очень хорошо. О чем говорит организация зон отдыха? О том, что руководство школы заботится не только об учебном процессе (что, конечно, важно), но и об отдыхе детей на переменах.
Большое значение имеет и то, как организован досуг детей на переменах. Это не значит, что каждую перемену дети должны быть чем-то заняты. Приведу примеры. В одной школе была такая традиция. На одной из перемен в спортивном зале включалась музыка и все желающие могли прийти потанцевать. В той же школе одна из перемен в том же спортивном зале была отвезена для крика. Каждый мог прийти и кричать так долго и так громко, как ему требовалось. Что это давало детям? Возможность сбросить накопившуюся за день энергию и не только это. Каждый ребенок знал, что один раз день он будет иметь возможность вволю покричать и один раз в день попрыгать под музыку. Не все дети посещали такие шумные и подвижные мероприятия, но важно то, что дети имели эту возможность. В результате дети спокойнее вели себя на уроках, не кричали громко на переменах. В некоторых школах организуют зарядку, интересные подвижные игры на переменах. Где-то по стенам развешаны огромные листы бумаги и дети могут рисовать и писать другу послания. Всегда интересно что-то написать и на следующей перемене прочитать ответ! В южных регионах России детей иногда выпускают побегать на школьном дворе. Было бы хорошо, если бы и более северных районах России была такая традиция.
Еще стоит просто обратить внимание на ухоженность школы. Маленькая старая школа, ремонт в который делался много лет назад может быть ухоженнее новой и хорошо оснащенной школы. Там, где чисто и уютно, там, где хочется находиться (а ведь в школе ребенок будет проводить много времени) – это именно то место, куда стоит отдать ребенка.
Отношение к детям или как решаются конфликты в школе?
Стоит обратить внимание на то, как происходит разрешение конфликтов в школе и вообще на то, насколько внимательны учителя не только к учебному процессу, но и к тому, что происходит вне учебного процесса. Что это значит? Здесь стоит прислушаться к тому, что говорят о школе. Точнее, речь идет не об обобщенных отзывах, а о каких-то сложных ситуациях, которые становятся достоянием общественности.
Например, важно обратить внимание на то, есть ли в школе случаи буллинга (травля одного члена коллектива другими) и как на эти случаи реагирует администрация. Так, если учителя и администрация делают вид, что ничего не происходит или считают, что жертва сама виновата, что заслужила такое отношение к себе своими поступками или что не нужно вмешиваться в разборки детей, то лучше обойти такую школу стороной. Почему? Физическое и психологическое насилие расцветает в тех школах, где имеет место равнодушное отношение взрослых к проблемам детей. В первую очередь взрослые создают основу для благоприятного психологического климата в школьном коллективе. Если вы знаете о том, что в школе старшеклассники регулярно отнимают у малышей деньги, не дают возможности воспользоваться туалетом, отнимают вещи, обижают разными способами, то все это повод для того, чтобы обратить внимание на другую школу. Кстати, если такие случаи происходят в той школе, где уже учится ваш ребенок, то не замалчивайте проблему! Разговаривайте с психологом, социальным педагогом, учителями и, конечно же, с руководством школы!
Именно учителя создают атмосферу доверия и уважения в школе. Если насилие не замечается или покрывается, то оно будет процветать в школе. Так, если учитель просто проходит мимо группы детей, задирающих одного ученика, «не замечает» бойкота, «не видит» синяка или испачканной одежды или того, что школьный туалет становится местом расправы, то равнодушие педагогов становится подкормкой для развития булинга, насилия, неблагоприятной обстановки в школе. Мало того, равнодушие педагогов развивает и у детей равнодушие и черствость. Вряд ли это та обстановка, в которую вы хотели бы поместить своего ребенка.
Отзывы других людей.
Отклики других людей – важная вещь. Однако стоит обратить внимание на то, что когда человек говорит: «это хорошая школа», «Эта школа – просто ужас», то не совсем понятно, о чем идет речь. Он говорит об академической успеваемости или о психологическом климате в школе? О жесткой дисциплине, которая ему нравится или о чем-то еще…
Поэтому, получив обобщенный отзыв о школе, попросите конкретизировать, привести конкретные примеры. Например, если кто-то говорит о хорошей дисциплине и выясняется, что дисциплина заключается в муштре, то это одно. А если кто-то считает, что в школе нет никакой дисциплины и это проявляется в том, на переменах молодые учителя бегают вместе с детьми и играют с ними в подвижные игры, то это совсем другое. Это поможет вам составить впечатление о школе и царящей в ней атмосфере.
Итак, не всегда со стороны легко увидеть, какой психологический климат царит в школе. Однако увидеть явные проблемы можно. Рыба, как известно, гниет с головы.
(с) Юлия Гусева, психолог