Выбор школы для первоклассника принципиально отличается от выбора школы для ученика средней и старшей школы. Давайте обсудим, на что стоит обратить больше внимания.
Рейтинг школы, средний балл ЕГЭ и количество поступающих в вузы выпускников.
Этот показатель крайне важно учитывать, если речь идет об ученике средней и особенно старшей школы. Что же касается начальной школы, то именно академическая успеваемость школы в целом не является основным, самым значимым фактором. Дело в том, что задача начальной школы – научить ребенка учиться, научить его усваивать знания на уроках, научиться получать знания самостоятельно. Ученик, умеющий учиться, будет готов к средней школе, где важна самостоятельность и ответственность.
В младшей школе по сути все функции школы сосредоточены на одном человеке: первом учителе. Поэтому для начальной школы важнее человеческий фактор (личность и профессиональные качества педагога), нежели общий уровень подготовки в школе. Это значит, что хорошо подготовленным к обучению в средней школе может быть и ученик обычной школы и недостаточно подготовленным ученик элитной гимназии.
Образовательная программа.
Насколько важно выбирать образовательную программу, по которой учится ребенок? Не будет ли так, что обучаясь по какой-то программе, ребенок не получит достаточно знаний? Одна из серьезных проблем заключается в том, что некоторые родители считают именно программу залогом успешного обучения ребенка в начальной школе. Не имеет смысла обсуждать и сравнивать образовательные программы. Анализ программ – достаточно субъективен и мне не хотелось бы сравнивать все программы, искать достоинства и недостатки, которые, конечно, найдутся в каждой системе.
Конечно, образовательная программа важна. Но важно также понимать, что образовательная программа не является залогом успеха. Давайте вспомним свое обучение в школе или в вузе. Все ученики или студенты учились по одной программе, однако результат у всех был разный. Мало того, с уверенность можно сказать, что из обычных, ничем не примечательных школ, в вузы нередко поступают абитуриенты с высочайщим уровнем подготовки и, напротив, из сильных школ могут прийти слабые абитуриенты. Проведем и другие аналогии. Представьте, что вы записались на курсы английского (или китайского) языка. Важно, чтобы преподаватель был хорошим и учебник тоже. Но также важен и ваш вклад. Поэтому по окончании обучения все студенты в группе будут иметь разный уровень владения иностранным языком. При одинаковой программе и педагоге, у всех разная мотивация, разные способности и разный уровень трудолюбия и усердия.
Кроме того, важно учитывать индивидуальный поход педагога к использованию образовательной программы. Часто педагоги используют разнообразные дополнительные материалы и задания, придумывают интересные уроки, проекты и т.д. То есть, педагог не работает строго по шаблону. Педагог работает «собой», вносит много своего в любую образовательную программу. То есть, образовательный процесс в большей степени зависит от опыта педагога, его педагогических способностей. Например, важно, как педагог объясняет материал и устные объяснения мало зависят от образовательной программы. Какие пособия использует педагог тоже в меньшей степени зависит от программы, а в большей степени от самого педагога.
Итак, какой вывод можно сделать? Личность педагога в начальной школе оказывается важнее, нежели программа, по которой он работает. Следовательно, выбирать нужно не программу, а учителя!
Система обучения.
В большинстве школ «работает» традиционная привычная нам система. А именно, младшеклассники учатся у одного педагога по основным предметам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир), а дополнительные предметы (музыка, ИЗО, технологии, физкультура) ведут учителя-предметники.
Есть и иная, предметная, система, когда каждый предмет ведет учитель-предметник. С академической точки зрения, считается, что результат будет лучше. Хотя утверждать этого нельзя, так как подготовка учителей начальных классов не является узконаправленной. Это значит, что педагог начальных классов владеет методикой преподавания всех предметов в начальной школе, включая и технологии, и музыку, и физкультуру.
Итак, какие сложности возникают при воплощении в жизнь этой системы? Почти весь первый год ученики адаптируются в школе. Изначально разрозненная группа ребят становится сплоченным коллективом. Однако любая группа в процессе своего становления проходит разные стадии, в том числе стадию конфликта и противоречий. Следовательно, важно, чтобы процесс группообразования не протекал хаотично, без чуткого руководства классного руководителя. Как общаются дети? Нет ли ребят, которые не включаются в коллектив? Может быть, кого-то обижают? Как чувствуют себя тревожные (застенчивые) дети? Может быть, им нужна помощь? Почему некоторые дети проявляют агрессию? Что они этим хотят донести до педагога и других детей? Почему у Сережи не ладится с математикой, зато хорошо с чтением? Как ему помочь? Почему Вика второй день еле сдерживает слезы? Может быть, что-то произошло дома? На эти и многие другие вопросы ежедневно отвечает учитель, внимательно наблюдая за детьми на уроках и переменах.
Но может ли быть столь внимательным учитель-предметник, который проводит урок и спешит в другой класс? Конечно, нет. У предметника не может быть такой тесной связи с детьми как у учителя, который в день проводит у детей большую часть уроков и видит их на переменах. Учитель начальных классов для детей становится нередко самым близким и значимым человеком после родителей. Но будет ли так, если педагог будет вести в день всего один урок? Конечно, нет. В связи с этим лучше остановиться на классической системе обучения в начальной школе.
Какой же можно сделать вывод? Если речь идет о начальной школе, то нужно сконцентрироваться на выборе педагога, а образовательная программа и рейтинг школы менее важны.
(c) Юлия Гусева, психолог