Итак, первоклассник получает первые домашние задания. Он приходит домой, достает свои учебники и тетради и садится за уроки.
Если ребенок обращается за помощью к родителям, они, конечно, ему помогают. А некоторые малыши сами справляются с заданием. Конечно, качество выполнения домашнего задания может быть разным, но самое главное, что ребенок проявляет ответственность и самостоятельность в выполнении своего домашнего задания. Нужна ли ему помощь? Обязательно ли оказывать ребенку помощь и контролировать его?
Ира садится за уроки сразу же после школы, ей хочется все сделать сразу и быть свободной все оставшееся время. Поэтому после школы она обедает и начинает выполнять уроки. Маме, конечно, хочется проверить, как Ира сделала уроки, все ли она сделала верно и не забыла ли выполнить какое-то задание. Однако мама понимает, что для Иры очень важно чувствовать себя взрослой. Что делает мама? После того, как Ира закончила уроки, она просит Иру рассказать, что девочка проходила в классе. Ира начинает рассказывать. Оказывается, что проще и интереснее проиллюстрировать свой рассказ, показав тетради. Что девочка и делает. Незаметно разговор переходит в русло выполнения домашних заданий. Девочка показывает маме свои тетради. Мама хвалит Иру и если находит какую-то ошибку, то аккуратно и ненавязчиво предлагает ей перепроверить задание. Иногда получается так, что девочка что-то исправляет. Бывает, что некоторые буквы Ира пишет не очень аккуратно, тогда мама предлагает написать сложную букву несколько раз на черновике. Задания у Иры выполнены не всегда идеально, но мама не предлагает переписывать. Гораздо важнее, что Ира делает все сама.
Конечно, рядом с родителем ребенок обычно делает домашнее задание более аккуратно, часто родитель помогает избежать ряда ошибок. Однако если ребенок в состоянии выполнять домашнее задание самостоятельно, то лучше предложить ему обратиться за помощью в сложной ситуации. Например, если ребенку лучше дается математика, то задание по математике он может сделать сам, а, скажем, читать текст по Букварю будет вместе со взрослым.
Но часто родитель самостоятельного ребенка испытывает ряд беспокойств. В каких случаях это происходит? Например, тогда, когда знакомые делятся своим опытом выполнения домашнего задания вместе с ребенком. Оказывается, что если вокруг буквально все сидят чуть ли не часами, помогая ребенку учить уроки, обсуждают задания, программы, то мать, которая меньше включена в процесс обучения, может начать чувствовать себя плохой матерью, которая не помогает ребенку. И тогда эта мать начинает помогать ребенку, вмешиваясь в уже устоявшийся процесс.
Нужно ли это? Если ребенок справляется сам, то, конечно, нет. Мало того, мать разрушает то, что сформировалось не без ее участия. Она разрушает самостоятельность ребенка.
А что происходит с ребенком, когда его контролируют? Ребенок сердится, раздражается, чувствует, что ему не доверяют.
Значит ли это, что учить с ребенком уроки это всегда плохо? Конечно, нет. Многим детям нужен рядом взрослый, многие первоклассники еще не готовы к самостоятельной работе дома. Однако если ребенок справляется с домашним заданием сам и не просит ему помогать, то будет лучше, если родитель не будет вмешиваться в процесс.
(с) Юлия Гусева, психолог.