Все сейчас знают, что в первом классе ученикам не должны задавать домашние задания. Но это только теоретически. На практике все происходит немного иначе. Большинство педагогов задают ученикам домашние задания не только в течение недели, но и на выходные. Мало того, часто в выходные дни дети получают так много домашних заданий, что вынуждены тратить на них чуть ли не половину времени, отведенного на отдых. Иногда домашние задания носят обязательный, иногда рекомендательный характер. Тем не менее, независимо ни от чего, домашние задания - это данность, с которой сталкиваются большинство первоклассников и их родителей.
Родитель оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, ребенок получает существенную нагрузку, которая не соответствует нормам СанПиНа. С другой стороны, даже если задания носят рекомендательный характер, то разрешать ребенку не выполнять их не совсем корректно, так как подрывается авторитет педагога.
Как же быть? Сначала давайте посмотрим, насколько много задает педагог домашних заданий. В норме со всем объемом домашнего задания первоклассник должен справляться примерно за полчаса. Такое домашнее задание в целом допустимо, хотя на данный момент и является нарушением. В этом случае вряд ли стоит стараться что-то изменить и логичнее довериться педагогу, который принимает решение о том, давать или не давать детям домашние задания.
Если же на выполнение домашнего задания уходит намного больше времени, чем обозначенные выше полчаса, то, скорее всего, имеют место следующие обстоятельства:
- учитель задает слишком объемное домашнее задание;
- ребенок не справляется с домашними заданиями из-за перегруженности;
- ребенок не готов к школьному обучению;
- родитель слишком ответственно подходит к выполнению домашнего задания.
Разберемся со всеми обозначенными выше ситуациями.
Учитель задает слишком объемное домашнее задание.
Пожалуй, самая сложная ситуация, с которой вряд ли получится разобраться самостоятельно, без обращения к педагогу.
Как понять, что именно задания слишком объемные, а не ваш первоклассник слишком медлительный или не готов к школьному обучению? Ознакомьтесь с тем, что делают дети на уроке. Объем домашнего задания первоклассника должен быть существенно меньше того, что выполнено в классе. То есть, если ребенку задали прописать две-три страницы, то это слишком много для ученика первого класса. А вот если по письму задано прописать две-три строчки, то такое задание вполне адекватно возрасту ребенка.
Итак, вы поняли, что учитель задает слишком много. Не бойтесь подойти к педагогу и поговорить. Большие задания нередко учитель задает из соображений повышения качества обучения. При этом, если педагог не получает обратной связи, то нередко объем заданного на дом постепенно увеличивается. Поэтому обратная связь от родителей – залог успешной работы педагога. Расскажите педагогу, сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашнего задания, поделитесь беспокойством о том, что объем заданного вызывает у ребенка страх того, что всё не сделать и нежелание начинать работу. Такой настрой в будущем может стать причиной нежелания ходить в школу.
Сложно сказать, какой отклик вы получите. Я знаю много случаев, когда учитель, получив обратную связь такого рода, менял свое отношение к домашним заданиям. Однако наверняка нельзя быть уверенным в успехе. В любом случае, родителю важно быть корректным, не нападать на педагога, не обвинять его.
Ребенок не справляется с домашними заданиями из-за перегруженности.
Очень распространена ситуация, когда первоклассник помимо школы посещает еще много дополнительных занятий. Если родитель, забирая ребенка из школы, сразу же, не давая ребенку достаточно отдыха, ведет его на английский (танцы, баскетбол), а после этого еще в бассейн (лего-конструирование, рисование) и первоклассник начинает выполнять домашние задания уже вечером, то совершенно очевидно, что ребенок не справляется.
Вечером ребенок чувствует себя усталым, он хочет погулять, поиграть в игрушки, а вынужден писать, читать и считать. Естественно, усталый из-за перегруженности ребенок до позднего вечера сидит над уроками, а утром снова идет в школу. Круг замыкается.
Усталый ребенок тратит на выполнение домашнего задания существенно больше времени, чем ребенок, который не чувствует себя усталым. От этого родителям начинает казаться, что домашние задания слишком сложны или объемны.
В этом случае в первую очередь нужно менять режим дня ребенка, сокращать количество дополнительных заданий.
Ребенок не готов к школьному обучению.
Нередко дети, поступившие в первый класс в шестилетнем возрасте, не готовы выдерживать нагрузки, которые соответствует семилетнему возрасту. В первой половине дня, когда работоспособность ребенка достаточно высока, ребенок в школе справляется с заданиями (хотя и не всегда это удается шестилетнему ребенку). Однако на этом ресурс школьника вырабатывается и во второй половине дня ребенок уже не в состоянии выполнять домашние задания. Ему нужен режим детского сада: сон в тихий час, игры, прогулки.
Какие могут быть рекомендации в этом случае? Обратиться к школьному психологу, который сможет провести диагностику и дать конкретные рекомендации именно этому ребенку. В некоторых случаях оптимальным вариантом является переход в детский сад и начало школьного обучения в семилетнем возрасте. В других случаях можно исправить ситуацию без таких радикальных мер.
Родитель слишком ответственно подходит к выполнению домашнего задания.
Нередко родители говорят, что на выполнение домашних заданий у ребенка уходит несколько часов. При этом, объем домашних заданий вполне соответствует возрасту ребенка и другие дети справляются с этим заданием за небольшой промежуток времени. В чем же дело? Приведем пример.
Мама Вари очень ответственна. Ей важно, чтобы Варя хорошо училась. Поэтому она тщательно следит за выполнением домашнего задания. Если педагог задает прописать в прописях одну строчку, скажем, буквы «О», то мама сначала заставляет Варю написать чуть ли не страницу на черновике. Варя плачет, буквы становятся все корявее и корявее, а чистовик нередко даже хуже черновика. Задания по математике также переписываются многократно. Если Варя допускает помарку, мама вырывает лист и заставляет Варю переписывать задание снова. К сожалению, в следующем варианте может быть уже несколько помарок…
Какие ошибки допускает мама? Она целенаправленно формирует у дочери отвращение к выполнению домашних заданий. Девочка всеми силами оттягивает начало выполнения уроков, долго обедает, долго достает учебники, просто сидит, если мама выходит из комнаты. Ей кажется, что уроки – это все, что у нее есть.
Поговорив о домашних заданиях, мы обозначили наиболее типичные проблемы и возможные пути их решения. В некоторых случаях родителям необходимо изменить свое отношение к выполнению ребенком домашних заданий, в некоторых случаях трудно обойтись без помощи учителя, иногда требуется консультация психолога.
(с) Юлия Гусева, психолог.