Группа продлённого дня (или продлёнка) существует сейчас почти во всех школах. Сразу оговорюсь, что здесь разговор пойдёт с теми родителями, которые размышляют: оставлять ребёнка в группе продлённого дня или не оставлять. Это те, кто работает, например, до обеда, по необычному графику или живёт с бабушкой, могут позволить себе пригласить няню, гувернантку и т. д.
Бывает, что родители оставляют ребёнка на продлёнке для того, чтобы он под присмотром педагогов выучил уроки или чтобы отдохнуть самим. Например, однажды я слышала разговор двух мам первоклассниц, который состоялся второго сентября. Одна мама сказала приятельнице: «Сейчас запишу Машу в продлёнку и во все кружки. Пусть занимается. Чтобы домой приходила в семь часов усталая и сразу спать ложилась». В данном случае группа продлённого дня обеспечивает преимущественно потребности мамы, полностью игнорируя потребности и интересы ребёнка. Наверно, не стоит даже комментировать эти слова…
Итак, есть ли смысл в продлёнке тогда, когда её можно избежать?
Плюсом группы продлённого дня можно назвать организованную подготовку уроков. Дети учат уроки все вместе, педагог по необходимости уделяет время каждому ребёнку. Но при этом педагог не наблюдает за каждой написанной буквой, как это нередко происходит дома. Кроме того, родители нередко заставляют ребёнка делать гораздо больше, чем задано учителем (я думаю, вы знаете семьи, где урокам посвящается три-четыре часа). Собственно, на этом плюсы группы продлённого дня и заканчиваются. Тем более, что родители тоже в состоянии корректировать свой подход к урокам ребёнка.
Давайте рассмотрим, какие потребности не может удовлетворить ребёнок, находясь целый день в группе продлённого дня.
Потребность в свободном времени.
Каждый человек – и ребёнок, и взрослый – нуждается в свободном времени. Это время, когда можно поваляться на диване, почитать, порисовать, поиграть (в том числе в шумные игры), посмотреть в окно и т. д. То самое свободное время, которого так не хватает взрослым. Ребёнок, который находится в группе продлённого дня, лишён этого свободного времени, когда он может делать то, что хочет. Это потребность слушать себя и делать то, что хочется. Часть своего времени мы проводим в школе или на работе. В это время наши жизнь регламентирована правилами того места, где мы находимся. Мы сидим за партой или за рабочим столом, в определённое время идём в столовую и т. д. Это работа. Нормально так проводить часть времени. Но также важно часть времени посвятить себе. Кстати, не только дети, посещающие продлёнку, не имеют этого необходимого свободного времени (которое, кстати, должно равняться двум – четырём часам в сутки), а и дети, у которых слишком плотное расписание дополнительных занятий.
Потребность в тишине и одиночестве.
Человек – социальное существо, но он устаёт находиться среди других людей. Когда мы проводим длительное время в шумном помещении (даже если ничего не делаем), то сильно утомляемся. Например, просидев полдня в очереди (как будто ничего не делая), вы устанете больше, чем если будете работать целый день. Ребёнок в школе лишён одновременно и тишины, и одиночества. А следовательно, он не может полноценно отдохнуть после трудового (учебного) дня.
Потребность в достаточном количестве стимулов окружающей среды.
Казалось бы, эта потребность противоречит предыдущей. Однако человеку нужны как тишина и покой, так и достаточное количество стимулов, то есть среда обитания ребёнка не должна быть однообразной. Дети в группе продлённого дня играют, гуляют, учат уроки, ходят обедать и посещают кружки. Казалось бы, среда более чем разнообразная. Но если приглядеться, чем занимаются дети в свободное от учёбы время, то мы увидим, что среда как раз довольно однообразная и даже скудная. В обычной школе (а мы не рассматриваем сейчас редкие в России частные школы), как правило, нет хорошего игрового зала, где дети могут поваляться на ковре, побегать, почитать. Свободное время дети проводят в том же классе, в котором проходит учебный день, преимущественно сидя за партой. Это очень тяжело как физически, так и морально. Дети устают от однообразной среды и начинают придумывать себе занятия. Так, современные дети нередко часами играют в компьютерные игры на принесённом из дома телефоне или планшете, либо находят себе другие занятия.
Приведу пример одного мальчика.
Каждый день после продлёнки мама видела «разорённый» пенал. На продлёнке ребёнок раскручивал все ручки и снова их собирал. Иногда получилось так, что собрать удавалось не всё, какие-то детали терялись. Каждый вечер мальчик и мама собирали ручки, периодически канцелярские товары приходилось докупать. В общем-то проблема не в шариковых ручках. Проблема в том, что ребёнок начинал заниматься монотонной деятельностью и от усталости, и от недостатка стимулов окружающей среды.
Когда же продлёнка во благо? Если в школе организована «домашняя» обстановка, ребёнок имеет возможность уединиться, но при этом есть возможность поиграть в шумные игры, то группа продлённого дня может считаться адекватным времяпровождением. Продлёнка – меньшее из двух зол, если ребёнок после школы целый день смотрит телевизор или играет в компьютерные игры. Но если есть возможность полноценно провести внешкольное время (гулять, играть, ходить на дополнительные занятия), то группы продлённого дня лучше избегать.
(с) Юлия Гусева, психолог.