Адаптация в школе – небыстрый процесс. В норме адаптация длится от месяца-двух до полугода. Чем может помочь ребёнку родитель?
Сначала давайте разберёмся, чем школа отличается от дома и детского сада. Дома и в детском садике всё знакомое и родное. Ребёнок точно знает, как себя вести в той или иной ситуации, что можно делать, а что нельзя. Эти знания добавляют ребёнку спокойствия и уверенности. Всё относительно предсказуемо, и от этого ребёнок чувствует спокойно. А в школе всё совсем по-другому. Новые правила, не всегда понятно, что и как делать.
Процесс адаптации к школьному обучению достаточно разноплановый. Но можно отметить два фактора, которые мешают адаптации ребёнка:
- Ребёнок неукоснительно выполняет все школьные правила.
- Ребёнок не умеет обращаться за помощью к взрослым.
Ребёнок неукоснительно выполняет все школьные правила
Собирая ребёнка в школу, мы нередко говорим ему о том, что, что нужно слушаться учительницу и делать всё, что она говорит. Зачем мы даем ребёнку этот посыл? Этим мы как бы говорим ребёнку о том, что если выполнять все школьные правила, то это залог успеха и комфортной жизни в школе. Отлично. Только нельзя забывать о том, что дети немного иначе, нежели взрослые, понимают указания. Они нередко понимают их буквально. Приведем пример.
На самом первом уроке учительница рассказывала детям о правилах школьной жизни. Она рассказала о том, как ведут себя в школе, что можно делать и что делать нельзя. Так, она рассказала о том, что на уроке нельзя вставать, что нельзя выкрикивать с места и нужно поднимать руку.
Миша – спокойный, тихий и послушный мальчик. В детском саду он не приносил воспитателям беспокойства и в школе тоже сидит на уроке спокойно. Всё было отлично до того самого момента, пока однажды Миша не захотел на уроке в туалет. Но так как Миша знал, что на уроке из класса выходить нельзя и нужно ждать перемену, то он терпеливо ждал. Ждал до тех пор, пока не описался…
Конечно же, после этого случая учительница объяснила детям, что можно и нужно отпрашиваться в туалет, а также говорить, если что-то случилось. Однако Миша ещё некоторое время подвергался насмешкам одноклассников.
Казалось бы, очевидно, что если захотел в туалет на уроке, то нужно попроситься выйти. Взрослые обычно не говорят детям о том, что очевидно им самим. Но дети – не взрослые. Очень важно говорить детям не только о том, что нельзя, но и о том, что можно и нужно делать в определённых ситуациях. Нередко бывает так, что ребёнок, слушая учителя, в большей степени акцентирует своё внимание на запретах. И тогда от ребёнка ускользает то, что можно делать. В этом случае нужна ваша помощь, уважаемые родители.
Обязательно попросите ребёнка рассказать дома о школьных правилах, о том, что говорила учительница. Обратите внимание на то, что не говорилось, но подразумевалось. Например, учительница могла отдельно не говорить о том, что нужно проситься в туалет или просить разрешения поднять с пола упавшую ручку. Обсудите с ребёнком вопрос о том, что бывают экстренные ситуации, когда правила нарушаются. Например, несмотря на то что на уроке по классу ходить нельзя, если ручка упала и укатилась, её нужно поднять. Потому что на уроке нужно писать, а если ручка упала, то писать не получится. То же самое касается походов в туалет и вопросов самочувствия.
Ребёнок не умеет обращаться за помощью к взрослым
Одна из серьёзных проблем для первоклассника – неумение обращаться за помощью к взрослым. В детском саду ребёнок мог легко выживать без этого умения, а вот в школе без него уже будет сложновато.
Коля пришёл на завтрак. Организация завтрака осуществлялась следующим образом: дети утром сдавали талоны учителю и приходили в столовую, где стояли накрытые столы. Коля последним подошёл к столу и увидел, что все ребята уже завтракают и свободного места нет. Вероятно, сотрудница столовой ошиблась в количестве порций. Коля сразу же ушел из столовой и остался голодным.
После того как Коля рассказал о ситуации маме, мама спросила его, почему же он не подошёл к учительнице, которая в этот момент отвлеклась и не видела, что одной порции не хватает. Коля пожал плечами. Он не знал, почему он так поступил. В детском садике было проще. У каждого ребёнка было своё место за столом и всегда на этом месте стоял накрытый обед. Мама обсудила с Колей, что в затруднительных ситуациях в школе всегда нужно обращаться ко взрослым, которые помогут решить проблему.
У Вари в гардеробе пропала шапка. На улице была зима и идти домой было холодно. Варя плакала и не знала, что делать. К счастью, плачущую Варю заметила старшеклассница Оля. Она спросила, что случилось. Узнав о пропаже шапки, девушка взяла Варю за руку и отвела к гардеробщице. По дороге она рассказала Варе, что в школе вещи нередко теряются, но в раздевалке есть большая коробка с надписью «потеряшки». Там можно поискать шапку. Оля с Варей быстро нашли шапку. И теперь уже Варя рассказывает одноклассникам о коробке с надписью «потеряшки».
Хорошо, что рядом оказалась неравнодушная старшеклассница. Но ведь так не всегда бывает. Иногда приходится решать проблемы самому.
В первую неделю занятий Игорь задержался в буфете и прибежал в класс после звонка. Класс оказался закрыт. Что делать? Где ребята и учительница? Куда они ушли? Зачем? Игорь подумал минутку и пошел к охраннику. Он рассказал всё и попросил помощи. Охранник тут же посмотрел расписание и сказал, что класс Игоря пошел на музыкальное занятие. Игоря отвели в класс музыки.
Не будем обсуждать, почему произошло так, что учительница не пересчитала детей, не заметила отсутствие одного ученика. Этим и отличается школа от детского сада. В детском саду вся ответственности на организации процесса жизнедеятельности лежит на воспитателе и помощнике воспитателя, а в школе (даже в начальной школе) ответственность делится между учителем и учеником. Несмотря на то, что Игорь задержался в столовой, он смог решить проблему, которая встала перед ним, попросить помощи и оказаться в нужном месте.
Не так просто предупредить все возможные неприятности, которые могут случиться в школе. Обязательно нужно рассказать ребёнку, что нужно делать в сложных ситуациях (потерял свою вещь или нашёл чужую, разбил нос, болит живот, захотел в туалет, захотел пить и т. д.). Обязательно найдите возможность пройтись по школе вместе с ребёнком. Найдите туалет, кабинет медицинской сестры, спортивный зал, кабинет музыки и т. д. Обычно 1 сентября для первоклассников проводится экскурсия по школе. Но в этот волнительный день дети не в состоянии запомнить, что где находится. Что же касается непредвиденных ситуаций, то они обязательно возникнут. Именно поэтому важно научить ребёнка обращаться за помощью к сотрудникам школы.
(с) Юлия Гусева, психолог.