Общение с подростком — не самое простое дело. Взрослые часто беспокоятся, что не могут найти общий язык с неожиданно повзрослевшим сыном или дочерью.
Давайте посмотрим, как нередко строится общение с подростком.
Как мы говорим с подростками?
Разговор с подростком чаще нередко бывает формален. Родитель спрашивает у сына или дочери: "Как дела?", получает дежурный ответ (сквозь зубы): "Нормально" и подросток исчезает в своей комнате, плотно прикрывая дверь.
Как быть родителю? Не трогать ребенка или наоборот постараться поговорить с ним, не смотря на его нежелание? Если родитель идет по первому пути, то есть, не вмешивается, то, как минимум, у подростка оказывается неудовлетворенной потребность поделиться, он не высказывает свои мысли, не говорит о своих чувствах. Если же родитель настаивает на разговоре, то нередко подросток замыкается еще сильнее, отгораживается.
Конечно, это крайние варианты, но при этом весьма распространенные.
Как же говорить с подростками? Сначала обозначим, что НЕ нужно делать при общении с подростком: не "лезьте в душу", не устраивайте допрос, не задавайте много вопросов.
О чем мы говорим с подростками?
Итак, уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопрос, поставленный в заголовке.
Я уверена, что многие из вас признают, что чаще всего разговор с подростком сводится к школе и уроками. Да. Мы говорим с ребенком не о книгах, не о фильмах. Мы спрашиваем его о том, какие у него оценки и сделал ли он уроки.
Вот слова одного подростка: "Родители всегда говорят о школе. Иногда мне кажется, что я только ученик. А я человек, между прочим" (Юноша, 15 лет).
Получается, что подросток — функция. А ведь он человек со своими мыслями, чувствами. Бывает, что ему хочется поделиться с родителями, а что он получает.
Вот типичные диалоги.
— Мам, я хочу тебя спросить...
— Что ты сегодня получила по математике?
Что мы видим из этого диалога? Мать не дала возможности договорить дочери, перевела разговор на другое. О чем хочет спросить девушка? Это остается для матери загадкой. А матери кажется, что ее вопрос важнее, что он более существенный, нежели то, что интересно дочери. А что же дочь? Она (возможно, в очередной раз) услышала, что маму больше беспокоит математика, нежели она сама. Будет ли она еще обращаться к матери? Конечно, будет. Но постепенно все меньше и меньше.
— Мы с ребятами сегодня в кино хотим пойти.
— А ты уроки сделал? В комнате прибрался?
И снова та же картина. Главное — уроки, уборка...
В результате подросток замыкается, начинает огрызаться и диалога не получается.
Что же делать?
Может показаться, что выхода из этой ситуации нет. А на самом деле это, конечно же, не так. Присмотритесь к тому, о чем вы начинаете диалог с подростком, как реагируете на ее (его) реплики. Может быть, не стоит сразу же переводить разговор на уроки и оценки, а стоит поговорить о какой-то (по вашему мнению) ерунде, которая важна для подростка. Да, взрослому не интересно обсуждать, скажем, компьютерные игры. Но хотя бы проявить небольшой интерес стоит. А ведь часто родитель говорит: "Даже не говори мне про эти глупые игры". И сразу риторический вопрос. А кто (какой) тот, кто любит играть в глупые игры?
Четыре правила общения с подростком
- Отвечайте на тот вопрос, который ребенок вам задал, не переводите тему на то, что кажется вам более важным. Свои вопросы задайте позже.
- Не отмахивайтесь, если ребенок начинает разговор. Потом — это чаще всего никогда.
- Не задавайте одни и те же дежурные вопросы каждый день, они создают напряжение (как дела в школе? какие оценки? сделал уроки?). Вместо этого спросите сына или дочь о том, какую книгу он(а) сейчас читает или на какой фильм собирается пойти с друзьями.
- Рассказывайте ребенку иногда о себе. И вспоминайте себя в подростковом возрасте. Чего вам хотелось? Какие были проблемы? Наверняка те проблемы кажутся сейчас смешными, но ведь они были настоящими. То же самое происходит сейчас и с вашим ребенком.
Итак, как же разговаривать с подростком? Быть рядом и быть готовым к общению. Этого достаточно.
(с) Юлия Гусева, психолог.