В современном мире первоклассник, не умеющий читать и писать, вызывает как минимум удивление. Именно поэтому родители стараются как можно лучше подготовить ребенка к школе. Чаще всего, подготовка родителей сводится к усвоению программы первого класса.
Если в этом смысл? Давайте разберемся. Конечно, подготовленному ребенку будет проще учиться и это очень удобно. Однако опасность таится в том, что в целом ученик способен усвоить до поступления в школу программу первого класса, иногда немного и второго. И в этом случае ребенок достаточно легко учится в первом классе. Проблемы могут начаться тогда, когда все, что усвоил ребенок до школы, в школе пройдут. А вот новый материал может оказаться усваивать довольно трудно. Правда, гораздо важнее, как родители реагируют на то, что ребенок к началу школы знает достаточно много и что именно они транслируют ребенку.
Дима к началу школьного обучения неплохо читал, хорошо считал и даже знал таблицу умножения. Нет, конечно, Дима не понимал сути умножения (это сложновато понять дошкольнику), он выучил таблицу умножения наизусть, как стихотворение. В общем, когда Дима получил учебники, бабушка, которая принимала существенное участие в обучении Димы, радостно потирала руки: "Дима, ты уже все знаешь, ты, конечно же, будешь первым учеником в классе!". Дима тоже радовался своим предстоящим успехам. Начался учебный год. По чтению и математике Дима опережал других ребят. Он частенько выкрикивал ответ с места, иногда позволял себе язвительные замечания в адрес других детей. На уроках чтения Дима, прочитавший Букварь, посмеивался над теми, кто читал по слогам. На математике нередко говорил, что такие простенькие примеры он решал в три года. А вот учиться писать было Диме не так-то просто. Оказалось, что Дима совсем не умеет держать в руках ручку и здесь явно проигрывает тем детям, которые не умели читать и считать. Закорючки не давались Диме и он злился, так как считал себя лучшим учеником.
Да, оказалось, что бабушка, с одной стороны помогла Диме, а с другой - навредила. Диме было сложно принять тот факт, что он не лучший ученик в классе, сложно было принять то, что у других детей что-то получалось лучше. А что же дальше? А дальше дела пошли еще хуже. Через некоторое время все дети научились читать и считать, догнали Диму, а некоторые начали и обгонять. Диме было тяжело, ведь он был уверен, что он лучше всех...
Как же нужно готовиться к школе дома? Сначала обозначим, что точно НЕ СТОИТ делать. Не нужно заниматься по учебникам 1 класса и проходить полностью школьную программу. Ведь вряд ли вы в дальнейшем будете заниматься с ребенком так, что учась, скажем в 6 классе, он дома будет проходить программу 7 класса. В некоторых случаях освоение программы вперед класса на неделю-две может быть оправдано, это тема для другого разговора.
А что СТОИТ ДЕЛАТЬ? Стоит научить ребенка самостоятельно одеваться и следить за аккуратностью своего внешнего вида (уметь завязывать шнурки, застегивать молнию, застегивать пуговицы, причесываться), просить о помощи других людей (детей и взрослых), следить за своими вещами (например, собирать спортивную форму, если ребенок посещает спортивную секцию), самостоятельно и аккуратно есть (да, некоторые дети в пять-шесть лет не умеют полностью самостоятельно есть). Если ребенок (и родители, конечно) будет уверен, что он справится с возможными проблемами (потерялась сменная обувь, порвалась тетрадь и т.д.), то ему и учиться будет проще. Самостоятельный ребенок в большей степени готов к получению новых знаний, нежели тот, ко пока еще не может себя обслужить, позаботиться о себе, решить возникающие проблемы.
Неужели этого достаточно для успешного школьного обучения? То, что перечислено выше, очень немало. Но, безусловно, родители могут сделать и больше. Залог успешного обучения в школе - это умение получать информацию и оперировать ею. Что это значит? Это значит, что ребенок должен уметь обобщать изученный материал, уметь выделить главное и второстепенное. Как научить этому ребенка? Очень просто. Например, просите ребенка пересказать прочитанное или просмотренное. Так, если вы прочли ребенка сказку или рассказ, то по тому, как он передает содержание понятно, может ли ребенок выделить главную нить повествования, понял ли замысел автора, мораль произведения. Очень часто дети пересказывают частности сюжета, не дифференцируют главное и второстепенное, некоторые дети, обладающие хорошей памятью, просто почти дословно пересказывают сюжет. Это совершенно нормально для дошкольника, но при этом для ребенка важно учиться передавать основную мысль художественного произведения. Обязательно просите ребенка рассказать содержание просмотренного мультфильма или фильма, прочитанной книги. Если ребенку сложно, можно задавать вопросы. Например, кто главный герой, что он сделал, куда пошел и т.д. И самое главное, обязательно спросите, о чем эта книга и чему она учит читателя. Если вы идете с ребенком в музей или на спектакль, то потом попросите его рассказать о том, что он узнал тем родственникам, которые не ходили в музей с ребенком.
Итак, домашняя подготовка к школе - это не усвоение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка.
(c) Юлия Гусева, психолог