Этим вопросом нередко задаются дети, которые уже знают от взрослых или от старших братьев или сестер, что школьная жизнь не сахар. Ребенок видит, как мать ругает старшего брата или сестру за плохие оценки, видит, что вечерами старший сиблинг не может поиграть, а сидит за уроками. Желание идти в школу постепенно сходит на нет.
Что же делать? Как помочь ребенку? Крайне важно помочь сформироваться у ребенку познавательным мотивам. Что это значит? Важно, чтобы ребенок понимал, зачем именно он идет в школу. Это не работа такая, когда каждый должен куда-то идти. Важно, чтобы ребенок хотел узнать в школе что-то новое, понимал, что это ему пригодится в дальнейшем.
Очень важно, чтобы ребенок понял, зачем ему нужно изучать тот или иной предмет, как это поможет ему в будущем. Но как же это сделать? Например, если ребенок уже решил, кем он хочет стать, то можно обсудить, зачем ему нужен тот или иной предмет. Конечно, мы прекрасно понимаем, что будущий первоклассник еще не выбрал профессию наверняка, скорее всего, он изменит свое решение несколько раз. Но это не имеет никакого значения. Важно, чтобы ребенок вместе со взрослым подумал о том, зачем нужно учиться в школе, зачем изучать определенные предметы. Обычно дети говорят о том, что им в их профессии совершенно не нужны школьные предметы. Давайте поиграем с ребенком в игру (кстати, играть в эту игру можно не только с будущими первоклассниками, но и с учениками, причем даже средней и старшей школы).
Игра "Моя будущая профессия".
Цель игры: осознание ребенком целесообразности изучения школьных предметов.
- Кем ты хочешь стать?
- Водителем автобуса.
- А какие предметы в школе тебе помогут в работе?
- Никакие. Я пойду учиться в автошколу, научусь водить автобус и буду работать.
- Здорово. В автошколе тебя научат водить автобус и еще тебе будет нужно выучить правила дорожного движения. Ты уже умеешь читать?
- Нет, мне не нужно. Я же буду автобус водить.
- А как ты выучишь правила дорожного движения? Они все записаны в большой книге. И еще тебе будет нужно в дороге читать указатели, чтобы приехать в нужный город.
- Дааа.
- А математика тебе нужна?
- Зачем?
- А посчитать, сколько тебе нужно бензина, чтобы доехать до места назначения.
- И еще мне пассажиры будут платить деньги, я должен буду сдачу дать.
- А еще в школе изучают географию, науку о нашей Земле. Ее нужно изучать, чтобы знать, куда ехать. А то ведь и заблудиться можно. А биология - наука обо всем живом, о растениях, о животных, о человеке. Ее нужно знать водителю автобуса?
- Наверно нужно.
- А зачем, знаешь? Вот будет остановка в лесу, ты увидишь красивые ягоды, захочется тебе угоститься. А если ты не знаешь, съедобные ли они, то не сможешь поесть.
- Да, нужна биология.
- А английский язык нужен?
- Это да, могут на автобусе поехать англичане.
- Не только англичане, английский язык знают жители многих стран. Еще в школе изучают физику, она поможет тебе разобраться в устройстве машине, ведь машина может сломаться на дороге и ты должен ее починить. Получается, чтобы быть водителем автобуса, нужно учиться не только в автошколе, но и в обычной школе?
- Да. Я пойду в школу.
Еще один вариант этой игры - "Необитаемый остров"(игра описана Румянцевой П.В. и Микляевой А.В.). Ребенку предлагается представить, что он попал на необитаемый остров. и ему нужно подумать, как тот или иной школьный предмет поможет ему на необитаемом острове. Например, зная иностранные языки, можно написать записки на нескольких языках и положить в бутылку. Знание ботаники поможет не умереть с голоду, знание географии не заблудиться и т.д.
С ребенком постарше можно модифицировать игру. Например, если ребенок сообщает, что не будет изучать какой-то предмет, так как он ему не пригодится в дальнейшем, стоит обратить внимание на то, какие сферы профессиональной деятельности ребенок "отсекает" для себя, решив отказаться от изучения данного предмета. Так, если ученик твердо решил, что ему никогда в жизни не пригодятся химия. вы можете обсудить, что он в таком случае не сможет стать врачом, ветеринаром, экспертом-криминалистом, ювелиром, парфюмером, экологом, геологом, биологом, археологом, агрономом, строителем, маляром. И ведь это далеко не весь перечень профессий, которые не освоить без знания химии. А еще, конечно же, без химии не получится вывести пятно с любимого платья, не покрасить стены, не сварить мыло. Не то, чтобы это необходимо. Но ведь интересно самому сделать для себя кусок мыла или свечу. А для этого нужно знание химии.
Итак, зачем учиться в школе? Оказывается, в школе учат очень многому. Без этих знаний не получить интересную профессию, да и вообще много чего не сделаешь.
(c) Юлия Гусева, психолог