Конечно, все мы читали в детстве чудесный рассказ-быль Л.Н. Толстого «Филипок». И главный герой рассказа – маленький Филипок олицетворяет в общественном сознании образ стремящегося к знаниям малыша. А так ли это? Давайте-ка еще раз внимательно перечитаем текст и поразмышляем над ним.
Итак, хотел ли Филипп ходить в школу? Хотел ли учиться? Каковы были мотивы Филипка?
Рассказ начинает так.
«Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти».
Все ребята пошли в школу. Похоже, маленький Филипок привык играть с более старшими ребятами, так как постоянно крутился около своего старшего брата Костюшки. Значит, Филипп подражает брату, хочет делать все так, как делает брат. Именно поэтому он демонстрирует желание идти в школу. По крайней мере, в рассказе речь не идет о какой-то тяге к знаниям. Толстой не пишет о том, что Филиппок мечтает научиться читать или считать, не упоминает о том, что малыш хочет стать врачом (агрономом, учителем) или задумывается о том, как посчитать мешки с зерном.
Мать не пускает Филипка в школу, но все-таки через некоторое время он отправляется туда самостоятельно. Почему? Может быть, все-таки он страстно хочет учиться? А дело было так:
«Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула».
Получается, что Филипп отправился в школу потому, что ему было скучно дома. А в школе были ребята. Вероятно, это показалось Филипку привлекательным. Так что нельзя говорить о том, что Филипп направился учиться. Он убегал от скуки…
Итак, основная мотивация Филипка – это стремление избежать скуки и желание делать все то же, что делает его брат. Вряд ли эти мотивы можно назвать зрелыми.
А теперь посмотрим, как Филипок шел к школе.
«Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух».
Важный аспект готовности к школьному обучению – это умение самостоятельно находить выход из сложных ситуаций. В нашем случае Филипок был еще не готов даже самостоятельно дойти до школы.
Но вот Филипок у дверей школы.
«На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится».
Страшно Филипку идти в школу. Учителя боится. И пошел бы домой, но домой идти еще страшней, там собака…
«Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу».
И только вмешательство женщины, которая пристыдила Филипка, заставило его зайти в школу.
А в школе ребята кричат и снова Филипку стало страшно. И учителю боится ответить на вопрос о том, кто он.
«А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал». Мал еще Филипок для школы, не готов взаимодействовать с чужим взрослым, да и большое скопление шумных ребят его пугает. Хорошо ребята помогли и сказали учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу».
Но учитель оставляет его в классе, не смотря на то, что видит перед собой маленького плачущего мальчика и даже говорит: «Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу». Почему же так? Почему учитель решил, что Филипку лучше в школе? Сельский учитель прекрасно понимает, каково Филипку дома одному. От скуки малыш может и избу поджечь и еще что-нибудь натворить. Пусть лучше в школе под присмотром находится.
О чем эта статья? Не про Филипка она, про маленьких детей, мотивы которых часто не видны взрослым. Нередко у детей доминирует игровой мотив, а не учебный. Бывает, что ребенок еще не может конструктивно общаться с другими детьми и взрослыми, не может выйти из сложной ситуации. Умения читать и писать недостаточно для первоклассника. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе. Будьте внимательны к своему ребенку. И помните, что если он(а) просится в школу, это не значит, что ребенок готов к школьному обучению.
(с) Юлия Гусева, психолог