Меня часто спрашивают, какие пособия и материалы я использую на занятиях.
Для занятий по математике в первую очередь тетради Л.Г. Петерсон. Весь комплект: от трех до 7 лет. На данный момент это пять частей «Игралочки», две части «Раз - ступенька, два – ступеньки» и «Задачи в кроссвордах». Итого 8 тетрадей.
ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ЭТОМ ПОСОБИИ?
Почти все. Оно адекватно структурировано, хорошо оформлено, широкий диапазон различных заданий, которые направлены на развитие мышления, воображения, памяти. Я не буду подробно описывать, что мне нравится, потому мне нравится в целом это пособие и перечислять достоинства я не вижу смыла. Тогда
ЧТО МНЕ НЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ?
Не очень сохраняется преемственность между тетрадями. А именно, закончив обучение по одной тетради и начав другую, хочется немного повторить с ребенком пройденный материал и двигаться дальше. А по факту начало занятий по новой тетради – это откат назад. Например, пособие для детей 6.7 лет начинается с решения задачек типа 1+1=2, хотя в предыдущей тетради дети решали задачки типа 3+7. Но это, мелочи.
ЧТО МНЕ СОВСЕМ НЕ НРАВИТСЯ?
Только один вид заданий. Это задания на исключение лишнего. Единственные задания, которые я выполняю с детьми по другим пособиям. Почему? Давайте обратим внимания на эти задания. Эти задания должны учить детей выявлять существенный признак, классифицировать предметы по разным основаниям (овощи, транспорт, посуда). Но в пособии Петерсон задания этому не учат. Наоборот, подборка предметов такова, что каждый предмет можно исключить. В итоге дети не видят, что есть родовые (главные) признаки, а есть второстепенные. Например, мы предлагаем ребенку четыре картинки: заяц, ежик, кот, белка. Ребенок, обученный по методике Петерсон, исключает ежика, потому что он колючий, хотя внешние признаки животного менее значимы, чем его родовой признак, т.е. принадлежность к домашним или диким. Или, например, те же заяц, ежик, кот, белка, но при этом у белки в лапках орешек. Ребенок исключает белку именно по этому признаку. Примеров я могу привести массу. И младшие школьники, обучающиеся по системе Петерсон, делают ошибки такого же плана. Почему же важно исключать лишнее не по хаотичным признакам, а выделять существенный? Потому что умение классифицировать – один из признаков развитого понятийного мышления, а это, в свою очередь, залог успешного обучения дисциплин естественно-научного цикла.
(с) Юлия Гусева, психолог