Одна из причин неуспешности младшеклассников – это незнание таблицы сложения. Точнее, дети ее знают, но не так уверенно как таблицу умножения. Дело в том, что таблицу умножения учат наизусть и учитель регулярно проводит опрос по таблице умножения. А если мы спросим первоклассника (или даже третьеклассника): «Сколько будет 5+7», ответ мы получит не сразу, а спустя пару секунд. Потому что ребенок будет сначала считать, а потом уже ответит. В принципе, конечно, не обязательно знать таблицу сложении. Всегда можно посчитать. Но для школьника это знание – критерий успешности. Почему? Потому что на контрольной работе есть лимит времени. И тот, кто не тратит секунды на подсчет того, сколько будет 6+8 или 13-8, имеет больше времени на обдумывание задачи, на проверку.
Однако учить таблицу сложения скучновато. Но всегда можно поиграть.
Игра 1. «Ходилка».
Возьмите обычную игру-ходилку с кубиком и фишками. Единственное условие, поле у игры должно быть достаточно большим (90-100 пунктов). И так как большинство игр такого рода предназначены для малышей, можно немного усложнить процесс и нарисовать дополнительные стрелочки-переходы. Секрет один – нужно играть не одним, а двумя кубиками. Уже в начале игры вы увидите, легко ли ваш ребенок складывает числа. Если ребенок начинает ходить сразу после того, как бросил кубики, то можно утверждать, что он неплохо знает таблицу сложения. Если же он делает паузы на подсчеты, стоит играть в эту игру, достигая беглости счета. Потом игру можно усложнить, сделав кубики самостоятельно. Ведь играя обычными кубиками, мы тренируем счет лишь до двенадцати. Сделайте кубики и напишите на них цифры от 1 до 9 (пример кубика смотрите ниже).
Игра 2. Домино.
Сделайте домино сами. Только вместо традиционных точек или картинок, нужно написать примеры. На картонные прямоугольники можно просто написать примеры на сложение и вычитание. А дальше можно играть, параллельно тренируя устный счет.
Игра 3. Математическая цепочка.
Это усложненный вариант домино. Заранее нужно подготовить некоторое количество карточек, которые ребенок должен выложить в цепочку. Пример такого задания приведен здесь (см. фото под текстом). Правда, это уже не игра, а именно задание. Однако школьники обычно составляют цепочки с интересом.
(с) Юлия Гусева (психолог)