Большинство родителей сейчас отвозят и забирают детей из школы. При этом, многие родители вспоминают, что они уже с первого класса самостоятельно ходили в школу и сами возвращались домой, сами ходили на кружки и секции. Сейчас ситуация изменилась.
Чаще всего родители встречают и провожают ребенка из соображений безопасности, возможно, кто-то живет далеко от школы или дорога домой не является безопасной, ребенок учится во вторую смену и возвращается домой достаточно поздно и т.д. Не будем рассматривать эти варианты, так как оценить безопасность пути может только сам родитель, учитывая конкретные обстоятельства. Мы же поговорим о ситуации, когда дорога до дома относительно безопасна, хорошо знакома ребенку и не слишком длинная. В этом случае будет лучше, если ребенок хотя бы иногда будет сам ходить домой.
Почему для ребенка важно ходить домой самому по крайней мере иногда? Давайте сначала подумаем, как ребенок проводит день в школе. Минимум четыре, а то и пять-шесть уроков - большая нагрузка. Ребенок целый день находится в шумном помещении. Даже когда идет урок и в классе относительно тихо, то имеет место так называемый "рабочий шум", от которого человек очень устает.
А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если ребенка будут встречать родители или если он пойдет (или поедет) домой самостоятельно. Дети достаточно долго добираются домой сами. Вспомните себя, кстати, и вашу дорогу домой. Если в школу вы добирались пешком минут за 5-10, то обратно шли чуть ли не двадцать минут, а то и дольше. Почему так? Из школы ребята часто идут парами, тройками, а то и группами. Им хочется поговорить, немного поиграть (зимой в снежки, осенью - покидаться листьями), дети то зайдут в магазин (кому-то нужно купить тетрадку), то остановятся у газетного киоска. С первого взгляда может показаться, что дети просто так болтаются без дела и лучше бы они шли домой учить уроки. Но после школы детям очень нужен отдых, причем не отдых на диване перед телевизором. Самый лучший отдых – пройтись по улице (небольшая физическая активность), болтая с друзьями (общение), развлекаясь и играя, рассматривая облака на небе и ломая лед в луже. Дорога домой – это отдых для ребенка после тяжелого школьного дня.
А вот другой вариант. Родитель забирает ребенка, усаживает в машину и быстро везет домой. Ему не хочется, чтобы ребенок тратил зря время на дорогу, ведь на машине добираться гораздо быстрее. Да и надо торопиться, ехать на дополнительные занятия. В этом случае дорога уже не является отдыхом, сменой деятельности. Это просто относительно простой способ перемещения в пространстве.
И третий вариант. Ребенка встречает мама (папа, бабушка) и они спокойно прогуливаются до дома. Общаются, что-то обсуждают. В этом случае ребенок получает ценное общение со взрослым, но, конечно, теряет общение со сверстниками.
А еще добираться до дома самостоятельно – это, конечно же, формирование ответственности и самостоятельности ребенка. Ведь нужно не забыть свои вещи в школе, нужно позвонить родителям, когда доберешься домой (если родитель обозначает это правило). Важно ли это? Конечно.
Я не буду давать однозначного ответа на вопрос, нужно ли ребенку идти в школу и возвращаться из школы одному. И, тем более, не буду обозначать возраст, к которому ребенок готов к этой
самостоятельности (для кого-то это семь лет, а для кого-то – двенадцать). Я просто обозначила плюсы и минусы каждого варианта. Вам решать, уважаемые родители. Но, принимая решение, задумайтесь, не слишком ли вы опекаете своего ребенка.
(с) Юлия Гусева, психолог