Третья неделя «дистанта» подходит к концу. И уже понятно, что еще месяц нужно «продержаться».
И ничего нельзя изменить. В отчаянии родители усаживают детей за компьютер, благо видео уроков в сети более, чем достаточно. Даже родители дошкольников начали беспокоиться. Меня уже спрашивали, могу ли я научить дошкольника читать по скайпу. Я, конечно, отказалась. Но при этом я понимаю, что родителю не всегда просто, например, научить ребенка читать, ведь он не педагог.
А теперь про школьников и дистанционное обучение.
Постарайтесь использовать время самоизоляции с пользой для ребенка.
Что это значит?
Обратите внимание на «слабые стороны» вашего ребенка и потратьте время (если оно у вас есть) на то, чтобы дефициты превратить в профициты.
Я расскажу вам о своих детях.
Мой младший сын-второклассник лучше всего успевает по математике, хуже по русскому языку. Причем я заметила, что примеры он считает быстро и практически без ошибок, здесь проблем нет. А вот с задачами бывают сложности. Приглядевшись к тому КАК Филипп решает задачи, я поняла, что он не вникает в условие. Классическая проблема. Прибавляет «что-то к чему-то» и получает «два землекопа и две трети». Поэтому в этот период мы сконцентрировались на работе с условиями задач. Сын учится внимательно читать условие, размышляет. Через три недели он стал хорошо намного лучше решать задачи. Прогресс.
В русском языке проблемы «сконцентрировались» в области безударных гласных, согласных в конце слова и поиске корня. Что мы стали делать тут? Разработали алгоритм проверки безударной гласной. В школе обычно предлагают найти однокоренное слово, в котором ударение будет падать на нужную нам гласную. Однако не всегда просто ребенку найти такое слово. «Поиграв» со словами, мы заметили, что проще всего изменить слово на уменьшительно-ласкательное (стол-столик) или выбрать множественное число (лиса-лисы). Почти всегда в этом случае удается найти проверочное слово. Немного тренировки и эта проблема у нас решена! Также нашли «схему» для проверки согласных. С однокоренным словами, как выяснилось, сыну не хватает беглости в подборе слов. Пришлось потренироваться и в этом.
Со старшим сыном у нас другие сложности. Он хорошо усваивал материал в школе на уроке, ему было легко выполнять домашние задания, которые задавались в школе. Но ему сложно самостоятельно учиться целый день, большая проблема в аккуратности выполнения задания. Что мы сделали? Обратили внимание, сколько времени он тратит на выполнение задания, а потом на работу над ошибками, если работа сделана неаккуратно. Потом для сравнения сын попробовал выполнять задание медленно и выяснилось, что в этом случае работает пословица «тише едешь, дальше будешь». На выполнение задания тратится меньше времени. Так что два месяца «дистанта» точно будут полезны для выработки навыков самоорганизации.
Какой я сделала вывод для себя? Обучение в школе проще. Но в режиме жизни «нон-стоп» не всегда хватает времени на то, чтобы увидеть и решать какие-то проблемы (сложности). А ведь это очень важно.
Чем нам может оказаться полезным дистанционное обучение? Та сама пресловутая самостоятельность, о которой многие наши дети уже и не знают, может начать формироваться. Да, возможно, на первых порах дети что-то не сделают, что-то не поймут. Но это шанс восполнить то, что в какой-то момент было упущено.
Если воспринимать дистанционное обучение как новую возможность, а не только как проблему, то можно извлечь из него пользу.
(с) Юлия Гусева, психолог