Итак, первая неделя «дистанта» в общеобразовательной школе подошла к концу.
Учителя падают с ног, ученики очень-очень захотели в школу, родители готовы на все, лишь бы школы открыли.
У кого-то опыт негативный, у кого-то более позитивный. Много сложностей разного характера. Организационных, психологических, технических.
Но что я заметила. Серьезная проблема дистанционного формата обучения – это проблема обратной связи. Нет, не ее отсутствия, а сложности ее организации. И в первую очередь, это проблемы ресурсов педагогов.
Что больше всего поддерживает ученика? Обратная связь. Добрые слова, похвала. Обратная связь это про то, что ты существуешь, что тебя замечают.
Как организована обратная связь в рамках обычного, традиционного формата обучения? Конечно, это отметка. Но это еще и какие-то слова («Молодец», «Хорошо», «Ты справился»), которые говорит учитель отвечающему урок ученику. Это взгляд, улыбка, кивок головы, иногда касание. Да просто присутствие – это уже ценность.
Всего этого нет при дистанционном формате обучения. Сейчас взаимодействие с педагогами осуществляется через электронный журнал или через платформы, позволяющие проводить видеоконференции (типа Zoom). Обратная связь в рамках видеоконференции практически невозможна. Педагог не в состоянии вести занятие и отслеживать то, что делают ученики. Поэтому в редких случаях возможна ситуация, когда педагог задает вопрос, получает ответ и дает обратную связь. Но индивидуальная обратная связь в условиях видеоконференции – это утопия.
Остается обратная связь через электронный журнал. И, соответственно, это письменная обратная связь. И вот она (обратная связь) – это то самое главное, что сейчас нужно ученикам.
И это тот самый ресурс, который может использовать педагог.
Очень важно, если педагог найдет возможность написать ученику несколько слов обратной связи. Например, обратит внимание на аккуратность ученика или на то, что он проявил самостоятельность в суждениях. Важно, чтобы педагог увидел, заметил то, что касается именно этого ученика.
Легко ли это? Невероятно сложно. Потому что написать каждому ученику даже несколько слов – огромное количество времени. Но в данном случае количество переходит в качество. То врем, которое потратил педагог, это не время, поведенное впустую. Это время – поддержка для ученика, ресурс.
(с) Юлия Гусева, психолог