Переход на дистанционное обучение непрост как для учеников, так и для педагогов и родителей. Всем сложно и необходимо искать оптимальные формы обучения, которые не будут требовать от родителей полного участия.
Один из вариантов - это занятия сразу с двумя детьми. Это непросто, но в целом осуществимо в рамках некоторых предметов.
Второй вариант – это просить старшего ребенка помочь младшему. Это невероятно эффективная форма обучения. Дело в том, что лучший способ усвоить материал – это объяснить его другому. Поэтому когда старший ребенок что-то объясняет младшему, это в первую очередь полезно для старшего. Уметь объяснять – очень полезный навык.
К сожалению, сложно дать универсальные советы, так как в каждой семье дети разного возраста и им всем задают разные задания.
Расскажу вам о своем опыте занятий с двумя детьми. Возможно, вы сможете перенести его на свою ситуацию и применить.
Моим сыновьям 8 и 12 лет, соответственно, они ученики 2 и 5 класса.
- Старшему сыну задали задание по труду: приготовить фаршированные яйца. Это задание дети выполняли вместе. Минимум час тишины и хорошее блюдо на обед вдобавок к супу. Хорошо бы, если бы труд был почаще, желательно, каждый день.
- Прошу старшего сына проверять задания младшего. Это и для него полезно, и развивает навыки сотрудничества. Например, младший сын сейчас учит таблицу умножения, а старший ее проверяет (это и для него полезно). Собственно, старший ребенок может проверить любые выполненные задания младшего.
- Несколько дней подряд вместе (втроем) выполняем задания по английскому, которые получает старший сын. Сейчас задания дают попроще, на повторение. Поэтому младшему интересно, он активно включается. Кстати, распечатываю задания в двух экземплярах, так удобнее.
- Старший объяснил младшему задание по окружающему миру. Рассказал, про горизонт, стороны света и т.д.
Придумать формы сотрудничества не слишком сложно, хотя, конечно, не всегда получается.
Пока это весь мой опыт обучения детей сотрудничеству в рамках дистанционного обучения. Но я вижу, что и от этой формы обучения можно извлечь пользу. Точнее, нужно стараться извлечь пользу из любой ситуации, если ее нельзя изменить. А эту ситуацию изменить не представляется возможным. Я думаю, что дистанционное обучение в школах продлится до конца учебного года. Поэтому давайте работать в этих условиях с максимальной для себя пользой.
(с) Юлия Гусева, психолог