Режим самоизоляции обнажил интересный феномен. С одной стороны, были обозначены жесткие физические границы: мы находимся дома, не выходим на улицу без крайней нужды в виде похода в магазин или аптеку, в том же магазине не подходим близко к другим покупателям, т.е. держим социальную дистанцию.
При этом, многие из нас столкнулись с новыми проблемами. Оказывается, современные технологии создают такую ситуацию, при которой границы практически полностью стираются. Переход на дистанционные формы работы это продемонстрировал в полной мере. Работодатели стали «заваливать» работников приказами, инструкциями и другой информацией постоянно, в любое время дня и ночи, не делая остановок даже в выходные дни. Работники неожиданно из самостоятельных людей стали чуть ли не крепостными крестьянами.
Интересным оказалось то, что формат общения по е-мейлу быстро стал отмирать. Работодатели стали активно создавать чаты в WatsAp и в других меcсенджерах, дабы работник при всем желании не мог пропустить (читай – проигнорировать) информацию.
Интересно как меняется культура общения, как неожиданно стираются границы и как человек становится придатком технологий. Об этом писали философы, изучавшие проблемы масс-медиа, еще в середине ХХ века.
Почувствовали ли вы, что ваши границы «стираются», что на них нападают и обрушиваются?
Я лично да. И я понимаю, что это не вина моего непосредственного руководства, потому что мое руководство имеет свое руководство и так далее вверх по иерархии.
А я где-то в самом низу этой иерархии как рядовой сотрудник. Что же делать? Что-что делать нужно. Нужно отстаивать свои границы.
Если я о себе не позабочусь, то никто обо мне не позаботится. Поэтому суббота и воскресенье объявляются выходными дням и я не читаю никакие рабочие чаты и письма, пришедшие по е-мейлу в эти дни. Я работаю в рабочее время, а не круглые сутки. А еще я поставила чаты на беззвучный режим. Потому что чатов этих уже десятки и я просто не в состоянии слышать бесконечное пиликанье.
Точно так же я обозначила границы и своим детям. Утром мы скачиваем из электронного журнала все уроки, выполняем их, а дальше уже действуем по обстоятельствам. Если в рабочее время высылают еще какое-то задание, то дети выполняют. После того как учебный день закончился, мы уже не заходим в электронный журнал и следующие задания смотрим уже на следующий день.
Постарайтесь прислушаться к себе. К тому, что с вашими границами сейчас. Может быть, как-то нужно позаботиться о себе?
(с) Юлия Гусева, психолог