Гендерные представления: к вопросу о дефиниции

В настоящее время гендерные исследования развиваются практически во всех академических гуманитарных дисциплинах. Соответственно, происходит обогащение терминологического аппарата, появляются новые дефиниции. Не является исключением и социальная психология.

Не так давно в социальной психологии появился и стал активно использоваться термин «гендерные представления». Гендерные представления в зарубежной и отечественной социальной психологии рассматриваются как разновидность социальных представлений[1]. В отечественной науке такой тип социальных представлений как гендерные представления слабо изучен. Существуют исследования социальных представлений, в которых затронут гендерный аспект [Н. И. Нефедова, 2004; Н. Л. Смирнова, 2000; Н. Е. Харламенкова, 2002; Е. В. Юркова, 2004]. Так, Н. Л. Смирнова [1997] изучила социальные представления об умном человеке и выявила, что на роль интеллектуальной личности чаще выбирается мужчина. Позже она провела исследование, касающееся представлений об умном ребенке [Смирнова Н. Л., 2000] и выяснила, что на роль умного ребенка обычно выбирался мальчик в возрасте восьми лет. Н. И. Нефедова [2004] изучала социальные представления об успехе. Автор обращает внимание, что у испытуемых успех связан с мужским образом, т. е. успешный человек это всегда мужчина («женщина» не фигурировала ни в одной из групп респондентов). Это еще раз доказывает, что гендерные представления россиян преимущественно традиционно-стереотипны. Е. В. Юркова [2004] исследовала представления о дружбе. Выяснилось, что межполовые различия в представлении о дружбе не являются статистически значимыми. Дружба является универсальным феноменом, не специфицированным по полу. Н. Е. Харламенкова [2002], изучив образ мужчины и женщины у подростков, отмечает, что образ мужчины связывается с традиционно маскулинными характеристиками, а женщины – фемининными.

Гендерные представления как самостоятельный феномен изучались только социальным психологом И. С. Клециной [2004] в ходе полуструктурированного интервью «Трансформация гендерных отношений в России». Один из вопросов интервью был направлен на выяснение мнений респондентов о типичных мужчинах и женщинах доперестроечного периода, периода перестройки и постперестроечного периода. И.С. Клецина выделяет два типа гендерных представлений (патриархатные (традиционные) и эгалитарные). Автор выявила, что традиционные представления присущи всем возрастам (молодым людям, людям среднего и старшего возраста), в то время как носителями эгалитарных представлений в больше степени является молодежь.

В целом же, обращение современной психологии к гендерному направлению (М. В. Буракова, Е. Ф. Иванова, И. С. Клецина, Л. Н. Ожигова, Н. К. Радина, Г. В. Турецкая, Н. В. Ходырева) показывает, что изучение гендерных представлений становится важной проблематикой современной социальной психологии.

Однако в настоящее время понятие «гендерные представления» не является сложившимся, этот термин, в силу своей слабой изученности, не представлен в словарях и учебниках. Мы можем привести лишь определение И. С. Клециной, которая пишет о том, что «гендерные представления — это форма коллективного знания относительно различных аспектов функционирования в обществе мужчин и женщин как представителей больших социальных групп» [Клецина И.С., 2004, с. 187]. Предложенное автором определение отражает классическое понимание гендерных представлений как разновидности социальных в русле теории С. Московичи.

Представляется, что понятие «гендерные представления» может быть обозначено более детально, с учетом как специфики социально-психологической теории, так и гендерных исследований. Важнейшими социально-психологическими категориями являются категории «роль» и «статус», которые одновременно демонстрируют специфику отношений мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Мы понимаем под гендерными представлениями суждения[2] о соотношении ролей и статусов мужчин и женщин, обусловленные социально-историческими изменениями, происходящими в обществе, а также социальной политикой государства в отношении мужчин и женщин. Гендерные представления являются продуктом гендерной идеологии и элементом межличностной и массовой коммуникации.

Проблема соотношения ролей и статусов мужчин и женщин в обществе является самой важной составляющей гендерной теории и не замыкается только на уровне межличностных отношений, т. к. гендерные представления формируются и трансформируются под воздействием социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам. Рассмотрим используемые понятия подробнее. «Роль— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиций в обществе, в системе межличностных отношений» [Психология. Словарь, 1990, с. 346]. Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова дает сходное определение. «Роль – нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение» [Психологический словарь, 1983, с. 329]. Обобщая, можно отметить, что роли связаны с ожиданиями от человека определенного способа поведения. Ожидаемое поведение задается положением в обществе, профессией, социально конструируемыми характеристиками (возраст, пол, национальная принадлежность) и другими факторами. Например, роль заботливой, эмоциональной матери и строгого, рационального отца, является социально сконструированной и производна от биологического пола. Актуальным для нашей работы является рассмотрение взаимосвязи понятий «роль» и «биологический пол». Согласно биодетерминистским концепциям биологический пол  должен обусловливать выполнение определенных ролей, а в соответствии с идеями социального конструкционизма пол не является обязательной причиной их выполнения.

Термин «роль» взаимосвязан  с термином «статус». Словари предлагают следующее определение категории «статус». «Статус— понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы» [Психологический словарь. 1983, с. 355]. Во втором определении делается акцент на том, что статус является детерминантой обязанностей личности: «статус— положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии» [Психология. Словарь, 1990, с. 384]. Распределение ролей влечет за собой закрепление статусов за индивидами, так как «статус личности определяется результатами деятельности» [Панферов В.Н., 2000, с. 32].

Целесообразность определения гендерных представлений именно через эти понятия связана со спецификой гендерной теории. Для гендерных исследований проблема распределения ролей и статусов между мужчинами и женщинами является весьма значимой. Если биологический пол является причиной закрепления за личностью ролей и статусов, то возникает гендерное неравенство[3], которое является ключевой проблемой для гендерных исследований [Воронина О.А., Клименкова Т.А., 1992; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 2001]. Важно отметить, что проблемы гендерного неравенства исторически вытекают из специфики распределения ролей в соответствии с биологическим полом и, соответственно, возникновения иерархичности статусов мужчин и женщин. Гендерное равенство предполагает отсутствие иерархии статусов мужчин и женщин, возможность для мужчин и женщин выполнять любые роли, отсутствие дискриминации по половому признаку, равные возможности во всех сферах (доступ к образованию, получению рабочего места, возможность пользоваться социальными льготами и т.д.). Гендерное неравенство характеризуется существованием иерархии статусов мужчин и женщин, отсутствием равных возможностей для реализации потребностей и интересов. Индикатором гендерного неравенства является широкое распространение дискриминационных практик в отношении мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности (семейная, профессиональная сферы, политика, общественная жизнь). Гендерные представления могут демонстрировать как суждения, отражающие гендерное неравенство (роли и статусы детерминированы биологическим полом), так и суждения, отражающие гендерное равенство (роли и статусы не детерминированы биологическим полом).

В предложенном определении гендерных представлений мы акцентируем внимание на том, что гендерные представления являются продуктом гендерной идеологии и элементом коммуникации. Мы опирались на работу Дениз Жодле, которая выделила шесть подходов к пониманию социальных представлений. Все эти подходы отражают разные исследовательские процедуры и раскрыты в работе П. Н. Шихирева [Шихирев П.Н., 1999, с. 277]. В центре внимания первого подхода находится когнитивная деятельность субъекта по построению представления и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация». Второй подход рассматривает процесс образования смысла, который вкладывается субъектом в представление, и заимствуется им из культуры. Третий изучает социальные представления как элемент коммуникации, общения. В центре внимания четвертого подхода влияние практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, влияния институциональных норм. Пятый подход анализирует взаимовлияние социальных представлений и межгрупповых отношений, динамика изменения представления в межгрупповых отношениях. В рамках шестого подхода социальные представления рассматриваютсякак продукт идеологии.

 Как уже упомянуто выше, мы рассматриваем гендерные представления как продукт гендерной идеологии и как элемент коммуникации.

Если социальные представления являются продуктом идеологии в целом, то гендерные представления — продукт гендерной идеологии. В словаре гендерных терминов гендерная идеология рассматривается как система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих социальных групп — мужчин и женщин [Словарь гендерных терминов, 2002, с. 37]. Д. Мацумото определяет «гендерно ролевую идеологию» как суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре и обществе [Мацумото Д., 2002, с. 180]. Итак, гендерная идеология — это система идей и взглядов в обществе на отношения мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Нами гендерная идеология рассматривается как часть общей идеологии.

Гендерная идеология напрямую взаимосвязана с социальной политикой по отношению к мужчинам и женщинам. Наличие в обществе определенной гендерной идеологии задает модели поведения, направляет деятельность, создает образ мысли членов общества. Особенно важным для данной работы является то, что гендерная идеология определяет специфику соотношения ролей и статусов мужчин и женщин. Изменение идеологии и социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам оказывает влияние на трансформацию гендерных представлений. Так, патриархатная идеология задает отношения, построенные по принципу взаимодополняемости полов: мужчина реализуется в макромире (политика, культура, общественная деятельность и т. д.), а женщина в микромире (семья, дом). В этом случае возникает иерархическая структура ролей и статусов мужчин и женщин. Наоборот, идеология равенства, способствует формированию не иерархично выстроенных статусов мужчин и женщин, распределение ролей не обусловливается биологическим полом.

Рассматривая гендерные представления как элемент коммуникации, важно отметить, что гендерные представления не могут быть результатом работы когнитивных процессов одного человека, они всегда результат коммуникации. Процесс формирования гендерных представлений — это синтез и результат межличностной и массовой коммуникации. Мы исходим из того, что гендерная идеология задает некие образцы поведения, которые доходят до членов общества через систему законодательства, социальную политику по отношению к мужчинам и женщинам, систему СМИ и воспроизводятся в межличностной коммуникации.

Обобщая все вышесказанное, можно схематично продемонстрировать процесс возникновения и трансформации гендерных представлений, обозначенный в нашем определении.

Раскрывая понятие «гендерные представления», необходимо развести гендерные стереотипы и гендерные представления. Гендерные стереотипы — «cтандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [Воронина О.А., Клименкова Т.А., 1992, с. 16]. В стереотипах велика степень обобщения действительности, они эмоционально нагружены и схематизированы, отражают некий норматив, стандарт поведения («настоящая женщина», «настоящий мужчина»); гендерные стереотипы характеризуют мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Гендерные представления всегда привязаны к социальному контексту, они отражают типичные на данный момент представления определенных групп в определенных социальных условиях («современная женщина», «мужчина XXI века») и меняются в результате изменения социально-экономических условий. Стереотипы не обязательно разделяются большинством, они существуют веками как некие константы, которые, однако, влияют на гендерные представления и, соответственно, на поведение людей. При этом гендерные представления могут быть как стереотипными так и нет. Таким образом, гендерный стереотип является более узким понятием по отношению к гендерным представлениям.

Итак, термин «гендерные представления» является новым для социально-психологической теории. Однако активное развитие гендерных исследований позволяет надеяться, что гендерные представления будут активно изучаться в рамках психологии социальных изменений в частности и социальной психологии в целом.



[1] Впервые понятие социальных представлений в западноевропейский социальной психологии было употреблено в 1961 г. в работе С. Московичи «Психоанализ, его образ и публика». Представителями французской школы социальной психологии были изучены социальные представления о психоанализе (С. Московичи), о правах человека (В. Дуаз и др.), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жодле), о здоровье и болезни (К. Херцлих), о культуре (Р. Каёза), о делинквентном поведении (В. Дуаз), о природе интеллекта (Мюни и Каругати), о времени (П. Жане) и др. Даже этот далеко не полный перечень дает понимание того, что социальные представления людей касаются значительного количества сфер жизнедеятельности.
[2] «Суждение – мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел» [Новая философская энциклопедия, 2001. Т. 3. С. 664]
[3] «Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе» [Словарь гендерных терминов, 2002, с. 54].
Литература:
  1. Воронина О.А., Клименкова Т.А., Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. З.А. Хоткиной. - М.: Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения, 1992. - С. 10-22.
  2. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория  // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 147-173.
  3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
  4. Мацумото Д. Психология и культура. - Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002. - С. 180. – 414 с.
  5. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе: автореф. дисс. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 23 с.Смирнова Н.Л. Образ умного ребенка: исследование имплицитных концепций // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. / Под. ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, Е.А. Чудиной. - М.: Изд-во ИП РАН, 2000. - С. 18-24.
  6. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с. Панферов В.Н. Психология человека. Учебное пособие. - СПб., 2000. - 160 с.
  7. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  8. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой М.: Информация XXI век, 2002.
  9. Смирнова Н.Л. Образ умного человека: российское исследование // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: Изд-во  ИП РАН, 1997. - С. 112-130.
  10. Харламенкова Н.Е. Образы мужчины и женщины у подростков // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы Юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-9 января 2002 г. - М.: Изд-во ИП РАН», 2002. - С. 140-152.
  11. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 1999. – 447 с.
  12. Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2004. – 146 с.

(с) Гусева Ю.Е. психолог.
Гендерные практики: описание рефлексия, интерпретация. Материалы V конференции молодых исследователей "Гендерные практики: традиции и инновации" . - СПб., 2007. С. 52-58.

(с) 2010 ИП Гусева Ю.Е.. Все права защищены.

Бесплатная психологическая помощь в Санкт-Петербурге