Яндекс.Метрика


Возьмите паузу... или тренинг для родителей. Часть 2

В названии у нас звучит слово тренинг. Значит, я берусь вас чему-то научить. Что значит «взять паузу»? Что делать во время этой самой паузы? Может быть, доставать ремень? Или просто успокоиться? Про ремень, конечно, шутка. А вот легко ли успокоиться просто так? Нет, не легко. Потому что родителя иногда трясет мелкой дрожью и крики возмущения вырываются наружу. 

Я предлагаю вам, уважаемые родители, ответить себе самим на несколько вопросов. Если ребенок хочет что-то сделать, а вы запрещаете, то задайте себе вопрос: «Почему я запрещаю ребенку это делать? Почему это нельзя делать?». А дальше задайте себе вопрос: «Что будет, если разрешить?» Бывает, что ответ есть сразу и он очевиден. Если ребенок во что бы то ни стало хочет лезть пальцами в розетку или перебегает дорогу, то запрещаете вы потому, что это опасно! И ничего хорошего не будет, если разрешить ребенку это делать! Конечно, здесь я немного утрирую, потому что ни один родитель в этом случае не будет «брать паузу». Я привожу этот пример для того, чтобы было понятно, что есть вещи, которые вы не разрешите ребенку делать ни при каких обстоятельствах. 
А что же в других случаях? Если вы легко отвечаете на вопрос: «Почему я не покупаю ребенку мороженого?». Вы говорите: «Потому что у него слабое горло и после мороженого бывает ангина, а если я разрешу, то будет ангина», то это адекватный запрет. Какая польза от этого размышления? Вы убедились в адекватности своего запрета и вам осталось спокойно (возможно, несколько раз), объяснить это ребенку. Самое главное в этом случае – спокойная уверенность родителя в своей правоте. Вы точно знаете, что разрешить желаемое нельзя, что сделать так, как хочет ребенок не получится. 

А теперь попробуйте сами. И вы увидите, что некоторые наши запреты адекватны, а вот большинство наших родительских запретов не очень обоснованы. Мы порой запрещаем, не подумав как следует, сгоряча. А ничего страшного, может быть, нет в просьбе ребенка. Пусть он насыпает сахар или муку, когда вы печете пирог, моет пол (если это малыш). Или идет гулять с приятелями, идет летом работать (если это подросток). 

А теперь перейдем к ситуации, когда родитель хочет, чтобы ребенок что-то сделал. В этом случае нужно задать себе такой вопрос: «Почему я считаю важным, чтобы это было сделано? Обязательно ли это делать сейчас или можно чуть позже». Например, чистить зубы – обязательно. И делать это нужно в определенное время. А вот убрать игрушки можно и после того, как ребенок посмотрит мультик. А еще, если вы честны с собой, то ответ может быть таким: «Я не знаю, почему я хочу, чтобы ребенок это сделал, я просто хочу, чтобы было так». Этот ответ нелегко дать. Но это повод задуматься о своих требованиях к ребенку. О том, все ли они адекватные. Может быть, иногда вы требуете слишком многого. Одна замечательная мама сказала так: «Если я не могу ответить на вопрос, почему мне важно, чтобы ребенок это сделал, то считаю это самодурством с моей стороны и не запрещаю/не заставляю». 

(с) Юлия Гусева, психолог