Психолог Юлия Гусева



В традиционном образовательном пространстве, будь то детский сад или школа, довольно сложно избежать ситуации сравнения детей между собой. На любом занятии или уроке, на котором дети занимаются единой деятельностью, дети обращают внимание не только на свои собственные успехи и неудачи, но и на успехи и неудачи других детей. 

Сравнение детей между собой является не только неэффективным, но и некорректным педагогическим приемом. Ситуация, в которой внимание ребенка обращается на то, что кто-то лучше него считает или аккуратнее раскрашивает картинки, не является стимулирующей и не способствует повышению результативности деятельности ребенка. Напротив, самооценка ребенка понижается, он начинает чувствовать, что он хуже ребенка, который на данный момент является эталоном для сравнения. 

Но даже если педагог специально не сравнивает детей между собой, сравнение может осуществляться и без вмешательства взрослого. Так, на уроке в школе ребенок видит, что другой ученик читает быстрее и от этого стесняется начинать читать или же читает еще медленнее, запинаясь на каждом слове. Причиной является именно сравнение детей друг с другом, которое провоцируется самой формой учебной деятельности. При этом не учитывается, каких результатов достиг ребенок за определенный период времени. Ведь для ребенка, который пришел в детский сад и не умел рисовать ничего, кроме линий, большее достижение нарисовать человечка, чем для ребенка, который посещает художественную школу, научиться лучше подбирать оттенки. Гораздо эффективнее сравнивать ребенка с самим собой, то есть, сравнивать его успехи в разные периоды жизни. Но в традиционном детском саду или школе это сделать непросто.

Совсем иначе обстоит дело в детском саду, который реализует принципы М. Монтессори. Сравнение детей между собой не только не предусмотрено системой Марии Монтессори, но и вообще довольно сложно осуществимо в среде. Каждый ребенок работает над тем, что интересно и важно ему на данный момент. В связи с этим, ребенку не важно, чем сейчас занят другой ребенок. Следовательно, среда не предполагает сравнения между детьми. Ведь нельзя сравнить результат работы ребенка, который работает с розовой башней с результатом того, кто чистил ботинки. Разная деятельность, разные критерии оценки эффективности. 

Работая с пособием, ребенок ориентируется на себя, на свои ощущения, на свои чувства и следует за собственным интересом. Ребенок может получить удовольствие и радость от того, что у него получилось выполнить задание. И это замечательно. А, может быть, он получит удовольствие от самого процесса выполнения, даже если пока не получилось сделать то, что он хотел. И тогда в следующий раз, выполнив задание, ребенок почувствует себя успешным, ведь он справился! В любом случае ребенок развивается и обучается в своем собственном ритме. Ему не важно, как выполнил это же задание другой ребенок: успешно или с затруднениями, быстро или медленно, полностью или частично. Важно, что ребенок сравнивает себя с самим собой, а не с другими детьми! 

(с) Юлия Гусева, психолог