Психолог Юлия Гусева



Многие родители нередко размышляют над вопросом о возможности и целесообразности введения денежной платы за выполнение домашних поручений или за отличную учебу в школе. Одни считают, что платить детям нельзя, другие говорят о возможности использования этого приема. Для того, чтобы разобраться в проблеме, стоит обратиться к уже имеющимся психологическим исследованиям. 

В одном эксперименте у студентов сначала выяснили, какие лекции им больше всего нравятся. После этого, им стали платить за посещение тех лекций, которые они считали наиболее интересными. Студенты продолжали посещать лекции. Казалось бы, оплата посещения занятий не должна никак сказаться ни на посещаемости лекций, ни на отношении студентов к занятиям. Однако, когда через шесть месяцев студентов снова спросили о том, нравятся ли им лекции, которые они посещают (и которые еще полгода назад казались им наиболее интересными), большинство ответили, что лекции им не нравятся… Получается, что студенты, которые до этого с удовольствием посещали лекции, перестали считать лекции интересными после того, как они стали получать плату за посещение лекции. Интересное занятие стало обязанностью, способом заработка. И мотивация студентов снизилась. Кроме того, студенты стали обесценивать занятия, которые ранее им нравились. 

Что же получается? Начиная платить заработную плату за пятерки или четверки, мы рискуем попасть в ситуацию, когда ребенок постепенно перестанет считать даже интересные предметы таковыми. Следовательно, интерес к учебе будет снижаться. А что же произойдет в том случае, если оплачиваться будут оценки или посещение занятий, которые изначально не очень интересны школьнику или студенту? В этом случае ситуация может усугубиться еще больше. Во-первых, интерес к изучаемому предмету может снизиться еще больше. Во-вторых, ученик заведомо будет ожидать, что занятие (урок, лекция) будет скучным. В этом случае ученик с большой вероятностью не заинтересуется темой или каким-то фактом, которым мог бы заинтересоваться в случае отсутствия оплаты. 

Примерно в такой же ситуации могут оказаться родители, которые начнут платить детям за выполнение каких-то домашних получений. Чаще всего взрослые с помощью этого способа приучают ребенка к труду, считая, что таким образом готовят его к самостоятельной жизни. Конечно, за деньги ребенок будет мыть посуду и выносить мусор. Возможно, ребенок даже будет выполнять больше домашних дел, нежели раньше и будет делать их без напоминаний. Но изменится отношение к домашним делам. Они начнут вызывать раздражение, будут казаться совсем не интересными. Будет ли в этом случае ребенок готов к самостоятельной жизни? Скорее, его ждет разочарование. Ведь никто не будет ему платиться за уборку, а получать негативные эмоции от домашних дел и позитивные от вознаграждения он уже привык. В этом случае останутся только негативные эмоции.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, это прекращение оплаты. Дело в том, что начиная платить деньги за оценки или мытье полов, родители не рассчитывают на то, что они будут делать это годами. Точнее, обычно родители вообще не задумываются о будущем, когда начинают воплощать в жизнь свои идеи об плате учебы или работы ребенка. Почему так происходит? Обычно мысль об оплате приходит в момент отчаяния. Ребенок плохо учится. Родители перепробовали все известные им средства, которые не принесли желаемых результатов. Остается одно достаточно доступное средство – платить деньги за успехи в учебе. Не всегда этот способ оказывается действенным, но иногда начинает работать. Ребенок старается получить хорошие отметки (но не знания), чтобы получить деньги. Через какое-то время родителей начинает тяготить то, что они платят ребенку за оценки и они перестают это делать. Успеваемость при этом резко падает. Ребенок, который привык учиться за деньги, уже не готов учиться бесплатно. 

Что же здесь происходит? Почему ребенок перестает учиться? Дело в том, что родители сформировали у ребенка внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. В нашем случае, это деньги. Естественно, как только внешнее поощрение пропадает, ребенка отказывается учиться. 

Эти выводы находят свои подтверждения в психологических экспериментах. Известен случай, когда один ученый жил в доме на первом этаже и его окна выходили во двор, в котором вечерами шумно играли дети. Ученому же очень хотелось тишины. Конечно, просить детей играть потише было бессмысленно. Тогда ученый решил использовать свои знания психологии. Он попросил детей вечерами кричать погромче, объяснив, что ему очень нравятся детские голоса. При этом, он предложил платить по рублю, если они будут кричать громко. Несколько дней ученый выполнял свое обещание, а потом сократил плату до 50 копеек. Через несколько дней он извинился перед детьми и сказал, что больше не может им платить. На это дети возмущенно ответили, что «просто так они кричать не собираются» и во дворе стало тихо. Конечно, ученый намеренно сформировал у детей внешнюю мотивацию, а потом все так же намеренно лишил их вознаграждения, которое уже стало привычным для детей. В ответ они лишили ученого «удовольствия» слушать их голоса. 

Конечно, каждый родитель сам решает, оплачивать или нет пятерки, платить ли ребенку за то, что он подмел пол. Главное знать о возможных последствиях.

(с) Юлия Гусева, психолог