Психолог Юлия Гусева



школьник

Один из важных элементов адаптации в первом классе - это знакомство с одноклассниками и общение.  Нередко в классе оказываются ребята, которые вместе посещали детский сад или живут в одном доме. Такие ребята чувствуют себя в классе свободнее, они общаются с теми детьми, которых знают и постепенно знакомятся с остальными. Немного сложнее оказывается адаптироваться в коллективе тем ребятам, которые никого не знают в классе. Даже бойкие дети не сразу начинают знакомиться, а застенчивый ребенок нередко не знакомится даже с соседом по парте.

Чего не стоит делать

Давайте начнем с того, что не имеет смысла делать как минимум в первой четверти первого класса, а в некоторых случаях и первое полугодие.

Не имеет смысла организовывать массовые детские мероприятия без присутствия родителей всех присутствующих детей (поездки на экскурсии, квесты, концерты и другие массовые мероприятия). Казалось бы, поездка на экскурсию помогает детям познакомиться, дает возможность общаться. Но это только теоретически. Давайте не будем забывать о том, что мы имеем дело с первоклассниками.  Для детей, которые уже неплохо знакомы, такого рода мероприятия, действительно, помогают сплотиться и подружиться еще больше. Что же касается первоклассников в начале учебного года, то в реальности это еще одна стрессовая ситуация для них. Дети, которые еще не привыкли к классу, не привыкли к педагогу, без родителей оказываются в незнакомом месте (например, музее) среди еще малознакомых одноклассников. Такая стрессовая ситуация точно не способствует новым знакомствам и общению.

Каким образом можно помочь ребятам познакомиться?

Какие же мероприятия можно провести для того, чтобы дети могли познакомиться и подружиться?  Перед тем как обсуждать возможные мероприятия, важно обозначить, каких целей мы хотим достигнуть. Основная задача - это дать возможность детям в спокойной и непринужденной обстановке познакомиться и, возможно, даже подружиться. Давайте отбросим познавательные цели для других случаев.

Организация мероприятий, способствующих знакомству

В каких обстоятельствах семилетний ребенок чувствует себя спокойно и уверенно? В знакомой обстановке, со знакомыми людьми. Можем ли мы  поместить тридцать детей в знакомую и комфортную для каждого обстановку? К сожалению, это утопия. А можно ли сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя относительно комфортно за счет того, что рядом находятся близкие люди? Да, это возможно. Получается, что есть смысл организовать такие мероприятия, где дети будут находиться рядом с родителями и при этом смогут пообщаться между собой. Подойдет ли для этих целей, скажем, экскурсия? К сожалению, это не совсем подходящий вариант досуга, целью которого является знакомство. Гораздо лучше для детей было бы поехать на пикник вместе с родителями или просто встретиться в парке для совместной прогулки.

Какой должна быть встреча детей вне школы? В первую очередь, достаточно неформальной. Важно постараться познакомить детей, дать им возможность поиграть в простые игры, побегать. Не нужно стараться максимально структурировать досуг детей и придумывать для них много разных игр.  Игры с мячом, веселые старты, небольшие конкурсы с маленькими призами помогут ребятам чувствовать себя комфортно на встрече с одноклассниками. При этом, мама и папа, находящиеся рядом, становятся оплотом безопасности.

Вариант пикника или простой встречи, пожалуй, самый простой. А ведь это может быть однодневный поход, выезд в лес за грибами. Если вы решили организовать выезд за город, то хорош выезд всей семьей: берите с собой младших или старших детей, не забудьте собаку. Общение с животными помогает детям стать ближе друг к другу.

Общение в парах и малых группах

Общение целым классом имеет ряд преимуществ, но тем не менее, мы должны признать, что в группах численностью более 20 человек всегда образуется несколько маленьких подгрупп, которые формируются по интересам. Да и вообще познакомиться одновременно с двумя-тремя десятками человек непосильная задача даже для взрослого, чего уж говорить про ребенка.

Как же быть? Не нужно стараться сделать так, чтобы ребенок сразу выучил имена всех одноклассников. Это произойдет постепенно во время учебного процесса. Гораздо важнее, чтобы ребенок для начала познакомился поближе хотя бы с одним из одноклассников.

Предложите ребенку взять в школу что-то из еды (яблоко, печенье) и угостить соседа (соседку) по парте. В школу можно взять какие-то игрушки, с которыми можно поиграть на перемене. Это может быть началом знакомства. Если ребенку удалось познакомиться с кем-то в классе, подумайте о возможности встречи детей вне школы. Может быть, вы вместе погуляете во дворе. Возможно, вы могли бы пригласить нового знакомого к себе домой. Некоторые родители, живущие недалеко, договариваются по очереди забирать детей из школы и даже гуляют с ребятами после уроков и в некоторых случаях приглашают домой на обед. Это очень хорошая практика, позволяющая детям поближе познакомиться друг с другом вне школьной жизни.

(с) Юлия Гусева, психолог.