Психолог Юлия Гусева



пенал

Сборы в школу это не только психологическая подготовка. Важный момент подготовки к школе – это выбор школьных принадлежностей.  Конечно же, обязательно нужно купить все необходимое для будущего первоклассника. И перед родителями встает нелегкая задача. Выбор школьных принадлежностей сейчас велик и не всегда понятно, что нужно для ученика, а что ему не пригодится. Да и ценовой диапазон на каждую вещь достаточно широкий.

Портфель (ранец).

Для первоклассника самым главным атрибутом  является портфель или ранец. Нередко родители стараются купить первокласснику достаточно дорогой портфель, соревнуясь друг с другом в том, кто купит самый качественный, фирменный школьный аксессуар. Отчасти такому ажиотажу способствует реклама, которая манипулирует разнообразными эмоциями и чувствами родителей. Рекламное сообщение может вызвать  страх (позаботьтесь о здоровой осанке ребенка), вину (вы  же не хотите, чтобы ваш ребенок испортил осанку),  гордость или даже тщеславие (у вашего ребенка лучший портфель с ортопедической спинкой), стыд (ну ведь стыдно не заботиться о своем ребенке и не дать ему все самое лучшее). Интернет-форумы, на которых общаются родители, тоже добавляют свою толику в копилку родительских эмоций и способствуют повальному увлечению покупками разнообразных нужных и не очень нужных вещей.

Итак, вернемся к портфелю. Какой портфель нужен первокласснику? Конечно, ранец с твердой спинкой. Ориентироваться можно на советские ранцы, которые были вполне приличного качества, разве что внешне были не всегда презентабельны. Нужен ли первокласснику портфель с ортопедическим основанием (спинкой), с десятком поддерживающих ремней и т.д.? Покупка такого портфеля будет оправдана в том случае, если ваш первоклассник будет самостоятельно нести на плечах портфель из школы домой и путь при этом будет не от школы до автомобиля. В реальности же сейчас ситуация обычно такова, что ребенка провожает взрослый, который несет портфель, а ребенок несет сменную обувь. Получается, что смысла в каком-то супер портфеле нет. Мало того, обычно самый лучший  портфель ученик получает в первом классе, когда его (портфель, в смысле) носит родитель. А в средней школе ученики обычно обходятся не слишком качественными рюкзаками. Так что лучше первокласснику купить обычный ранец с жесткой спинкой, а вот ученику средней школы лучше купить рюкзак с ортопедической спинкой.

Но что важно при покупке портфеля. Конечно, качество. Нередко ранец первоклассника выходит из строя еще до окончания первого учебного года. Почему так? А давайте посмотрим на детей, которые идут  из школы домой, да и себя в школьном возрасте вспомним. Ранец - это ведь не только емкость для переноски учебников. На нем и с горки ученик иногда прокатится, и в футбол поиграет. Летают рюкзаки по раздевалке порой не хуже вертолета. А еще, конечно, рюкзак иногда выполняет психотерапевтическую функцию, на нем вымещают агрессию, ведь именно рюкзак нередко пинают со всей силы ногами в случае получения плохой отметки. Да и количество учебников, обычных тетрадей, специальных рабочих тетрадей современного ученика превышает все разумные пределы. Поэтому набитый доверху рюкзак должен выдержать все испытания, которые ложатся на его плечи. То есть, это должен быть качественный, крепкий ранец, лямки которого не отвалятся в первый месяц эксплуатации.

Пенал.

Казалось бы, какая разница, какой купить пенал. И, конечно же, родители первоклашки выбирают самый лучший (читай, дорогой). Хотят порадовать малыша, хотят, чтобы у него было все самое лучшее. Но самое дорогое совсем не значит и самое удобное и практичное. Дорогие пеналы чаще всего представляют из себя целую папку с разнообразными кармашками и отделениями, куда ребенок должен складывать свои ручки и карандаши. Выглядит все весьма привлекательно и аккуратно (в первозданном виде, конечно): каждый карандаш, фломастер или ручка, стирательная резинка или точилка должны быть помещены в собственную ячейку. Однако получается, что после использования каждого предмета  ребенок должен разместить каждый карандаш на свое место, вставить в резиновую петлю (а если этого не сделать, то карандаши вываливаются и пенал плохо закрывается).  То есть нередко после урока ребенок должен чуть ли не половину перемены раскладывать свои принадлежности. Для активного (или гиперактивного) ребенка это совершенно не под силу, а медлительный ребенок провозится с пеналом целую перемену и не успеет даже  немного отдохнуть. А на следующем уроке все начнется сначала: пенал нужно раскрыть, найти нужный предмет в нужном отделении (а отделений в пенале бывает до пяти штук). И вот уже быстрый, активный ребенок раздражается (хотя, будем честны, активные дети скорее всего бутут просто сваливать принадлежности в этот пенал), а медлительный много времени тратит на то, чтобы достать нужные для урока предметы. И, конечно, пока он их достает и раскладывает на парте, то порой пропускает часть объяснения  учителя.

Какой же пенал нужен  школьнику? Подойдет и обычный пластмассовый или деревянный тубус. В него удобно и легко положить ручки, карандаши и линейку. Минус только в том, что в этом пенале не получится хранить стирательную резинку и точилку. Пенал в виде коробочки тоже неплох. Важно только, чтобы он хорошо закрывался и предметы не рассыпались в портфеле. Пенал в виде сумочки-косметички удобен тем, что предметы можно легко сложить, но нередко ребенку в нем сложновато что-то сразу найти и достать. В этом пенале нужно рыться или вытаскивать все, что в нем лежит. В общем, тут уже дело вкуса. Хотя лично мне больше всего импонируют мягкие пеналы, похожие на футляры для очков: на молнии, с большим отделением, открывающиеся как чемодан. Такой пенал легок, компактен, легко открывается и из него  легко быстро достать нужные предметы, так как сразу видно все, что в пенале лежит. Еще на крышке обычно есть небольшой карман, куда можно положить, например, деньги или талоны на обеды.

Линейка.

Мелочь, а тоже важная. Какие проблемы бывают с линейками? Они иногда ломаются (чаще, конечно, пластмассовые, но иногда и деревянные), бывает, что гнутся и тогда уже с помощью такой линейки не проведешь ровную линию (чаще страдают металлические линейки), дети приводят их в негодность, разрисовывая (тут обычно достается деревянным линейкам), ребята иногда дерутся линейками. Чтобы избежать всех четырех проблем, достаточно лишь купить гибкую пластиковую линейку. Она достаточно крепкая и ей удобно пользоваться, в то же время удар такой линейкой не нанесет увечий и да, она не сломается.

Ручки, карандаши, фломастеры.

Какой основной критерий выбора? Качество и ничего более. Анализ рынка показывает, что часть школьных принадлежностей, столь привлекательные для детей (например, карандаши с любимыми героями) очень часто недорогие, но крайне низкого качества. Так что, можно (возможно, и стоит), конечно, ради удовольствия купить парочку таких карандашей, но быстро станет понятно, что такой карандаш и точить трудно, и пишет он не очень хорошо, и грифель ломается... Для школьников самый подходящий вариант по соотношению "цена-качество", пожалуй, "Koh-i-Noor". Но, конечно, есть и масса других хороших карандашей. Просто попробуйте сами порисовать карандашом, поточить его.

Ручки, понятное дело, должны хорошо писать. Не скрести бумагу, не мазать и не разваливаться в руках. Причем сейчас достаточно хорошие руки бывают и весьма дешевыми, особенно, если продаются набором из 10-12 штук. Такого набора ребенку хватит достаточно надолго.

А вот фломастеры для школы можно купить и попроще. Дело в том, что дети часто теряют колпачки, всегда делятся друг с другом фломастерами на уроках, часто меняются и в итоге от большого набора уже через месяц остается половина предметов, если не меньше. Родители же, купившие, скажем, дорогой набор "Faber-Castel" с удивлением обнаруживают, что уже через месяц нужно покупать еще один. Так что лучше такой набор оставьте для домашнего использования, а для школы купите самые обычные фломастеры. Только не забудьте, что дети любят раскрашивать разными цветами и оттенками. Пусть в наборе будет минимум 12, а лучше 18 или даже 24 цвета. В этом случае и потеря пары фломастеров не станет проблемой. Кстати, и набор цветных карандашей не должен быть совсем маленьким (из шести цветов), лучше, чтобы он состоял из 12-18 карандашей. В этом случае, сломав один карандаш, ребенок сможет взять близкий по цвету, а не тратить время на заточку (нередко бывает, что половину урока рисования дети усиленно точат карандаши).

Точилка и стирательная резинка.

Важные школьные мелочи - это, конечно, точилка и стирательная резинка. И здесь самое главное - это качество. Некоторые стирательные резинки, выполненные, например, в виде фигурок не столько стирают, сколько мажут бумагу. А дешевые точилки нередко плохо точат и даже сами ломаются. Так что лучший выбор - это хорошая большая точилка для домашнего использования (автоматическая, с крутящейся ручкой) и небольшая крепкая металлическая точилка для школы. Зачем нужна специальная точилка для дома? Дело в том, что переточить достаточное большое количество карандашей - достаточно трудоемкое дело. Поэтому дети часто несут с собой в школу сломанные карандаши. А вот автоматическая точилка гораздо удобнее в использовании и дети с удовольствием точат все свои карандаши дома. В школе будет нужно разве что иногда подточить один сломавшийся карандашик. 

Тетради.

Раньше, конечно, было проще. Тетрадь стоила 2            копейки и никаких проблем у учеников не было. А сейчас можно купить как обычные тетради, так и котиками, машинками, цветочками, мишками и так далее до бесконечности.

И стоимость тетрадей, конечно же, существенно различается. Многие родители сразу, помня свои школьные годы, сразу же берут стопку самых простых тетрадок. Но приглядитесь к этим тетрадям. Это совсем не те тетрадки. Самые дешевые тетради очень низкого качества: тонкие страницы просвечивают, обложка настолько тонка, что сразу же мнется.  Такая тетрадь и внешне не является привлекательной и ее потребительские свойства оставляют желать лучшего. И наоборот, дорогие тетради с глянцевыми страницами тоже не так хороши, как выглядят. В таких тетрадях сложно писать, ручка проскальзывает, порой трудно писать небольшие буквы и цифры.

Выберите тетрадь с хорошей бумагой, приличной, не слишком мягкой обложкой. И, конечно, дети очень любят тетради с красивыми картинками. Для простоты лучше всего купить тетради одного цвета в линеечку и другого цвета - в клеточку. Так ребенок сразу будет видеть, где тетрадь по математике, а где по русскому языку.

Кстати, и хорошие качественные тетради не являются беспроблемными. Дело в том, что из-за глянцевых обложек эти тетради достаточно трудно подписывать. Возможно, выходом будет покупка специальных многоразовых наклеек. Так, подписав наклейку аккуратно один раз, в следующий раз ее можно будет переклеить на новую тетрадь.

Дневник.

Многие современные первоклассники получают дневник в школе. В этом случае проблемы выбора точно не будет. А вот если дневник нужно купить, то здесь мы сталкиваемся с тем, какой же выбрать. Дневник в школе используется чаще учебников и тетрадей. Он нужен практически на каждом уроке. И, конечно, эксплуатация дает о себе знать. Порой уже к концу первой четверти дневник представляет из себя что-то непрезентабельное. Следовательно, дневник лучше купить в твердой глянцевой обложке, с хорошими страницами. В этом случае у дневника есть шанс дожить до мая в более-менее приличном состоянии. И, конечно, он должен нравиться ребенку. Пусть на нем будет нарисовано то, что нравится первоклашке.

Обложки.

Казалось бы, тут уже писать не о чем. Есть обложки для учебников, есть для тетрадей, есть для дневников. Покупай и все в порядке. Все почти так. Только имейте в виду, что ваш ученик получит учебники, которые будут отличаться по размеру. Причем, скорее всего все учебники будут разными. Так что купив некоторое количество обложек к началу учебного года, будьте готовы к тому, что они просто могут не подойти. Я, опростоволосившись 1 сентября, для себя выбрала такой вариант. Сейчас у  нас дома хранится несколько комплектов обложек разного размера и каждый раз, получив новые учебники, дети выбирают подходящие.

Вот и все, что касается выбора школьных принадлежностей  для первоклассника. И, наверно, еще хочется сказать об одной важной вещи.  Если ваш ребенок увлекается какими-то мультфильмами или художественными фильмами, книгами или сериалами и просит купить ему школьные принадлежности с этими героями, не старайтесь разубедить его. Для ребенка важно получать удовольствие от пользования хорошими предметами. И пусть ранец, мешок для сменной обуви или пенал с Человеком пауком или Феей Винкс кажется вам не очень привлекательным, помните, что пользоваться им будете не вы, а ваш ребенок. Поводом для отказа может быть то, что товар не соответствует качеству. Но если это хороший ранец, то пусть ребенок ходит в школу с тем ранцем, который его радует. Это ведь так приятно! 

(c) Юлия Гусева, психолог